Завершилась реставрация сцены МХТ им. А.П.Чехова. Вернулся утраченный
облик подмостков, измененный в ходе многочисленных советских косметических ремонтов, восстановлена фактура материалов ≈ все то, что трепетно
и тщательно делалось в 1902 году, воплощая мысль Федора Шехтеля ≈ архитектора, определившего в России эпоху модерна.
Однако, счищая налет времен, чтобы приблизиться к первозданному, руководители МХТ не поспешили уйти в архаику. Театр не музей, поэтому реставрация шла рука об руку с модернизацией сцены.
До 20 ноября основная сцена МХТ в Камергерском была закрыта. Ремонт. На самом деле, как говорят в театре, впервые проводилась историческая реставрация зрительного зала.
Главный архитектор проекта ≈ Ольга Глебовна Белова. Ее отец следил за сохранением архитектурного облика МХАТа, и предыдущая ≈ ефремовская ≈ реставрация шла под его руководством.
Прежде чем в зал вошли строители, были проведены историко-архивные работы. Необходимо было установить, каким был облик театра, придуманного Федором Шехтелем, того, каким его увидели зрители 1902 года. Тогда, к слову, театр поразил всех. Да, это был «обычный», уже понятный модерн, модерн северного типа, хотя
и с чертами общего стиля, в решении занавеса некоторыми угадывались идеи Густава Климта, однако же в целом ≈ строгий, аскетичный, чуть суховатый, чуть мрачноватый модерн. Эстетика Художественного театра, к слову, вступала в диалог с интерьерами, при желании можно найти немало примеров «продолжения» спектакля в художественном решении театра. Любая мелочь ≈ до буковки
в надписях, до гвоздика, ≈ все было продумано Шехтелем, выводившим из одного корня и архитектуру, и дизайн.
С годами ≈ больше, конечно, в годы советской власти ≈ все это «строгое очарование» размывалось, с 30-х годов ХХ века стали уходить росписи, чугунные колонны превратились в бетонные штукатурки, исчезли фонари...
И вот теперь решено было вернуть облик старого Художественного театра.
Восстановлены ложи ≈ так, как они выглядели до революции, без советских «заглушек», ≈ задуманные Шехтелем, они не отделяли зрителей ложи от остальных: в общедоступном театре не могло быть вип-зон.
Кирпич и бетон убрали, и зрители лож снова будут чувствовать себя
(может, и против собственного желания, но в согласии с замыслом Шехтеля) в гуще публики.
Кроме реставрации, за три с половиной месяца сделана полная модернизация сцены, и, как утверждают в театре, еще нигде в мире подобных технических разработок реализовано не было:
с программным управлением всей машинерией, компьютерными технологиями, которые контролируют ход театрального действа.
В итоге зал восстановлен в том виде, каким он был в момент открытия,
а сцена сделана такой, о какой мечтал в свое время Олег Ефремов.
Поэтому, как и было задумано, после реставрации театр открылся вечером памяти Ефремова. Впрочем, это еще не последняя точка: на будущий год предстоит реставрация портретного фойе и зрительского буфета.