0
335
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.12.2007 00:00:00

Сегодня кумиров назначают

Об авторе: Записала Ольга Нетупская

Тэги: кумиры, актеры


У меня никогда не было кумиров: в искусстве нельзя ни за кем становиться в очередь. Нельзя быть адептом. И в театральный вуз я решил поступать не потому, что хотел быть похожим на кого-то из знаменитых актеров. Мне просто нравился театр, нравилось искусство. В ГИТИСе учился в мастерской Григория Григорьевича Конского, народного артиста, актера и режиссера Художественного театра. Старшим педагогом на нашем курсе была Ольга Николаевна Андровская, замечательная актриса МХАТа. Эти люди прививали нам традиции российской театральной школы, которые и являются для меня критериями профессии.

Могу назвать артистов, чей высокий уровень мастерства был для меня мерилом профессии: Борис Бабочкин в Малом театре, Николай Гриценко в Театре Вахтангова, Фаина Раневская в Театре Моссовета. В этом же ряду для меня всегда будут стоять театральные работы артистов Художественного театра ≈ Грибова, Яншина, Тарасовой.

Раньше актеры пытались уйти от амплуа, типажа. Смоктуновский в каждой новой роли ≈ абсолютно новый, неожиданный: Гамлет, Плюшкин, Чайковский┘ Николай Гриценко даже одну и ту же роль всякий раз играл по-разному, такой у него был внутренний запас импровизации.

Каждая работа Раневской ≈ страница в истории театра. Самые яркие и сильные впечатления остались у меня от ее ролей в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» и «Дальше ≈ тишина». Но вот в «Последней жертве» Островского Раневская играла сваху. Спектакль идет, на сцене какое-то оживленное действие, каждый актер рассказывает историю своего героя по-своему. И вдруг появляется Раневская ≈ и лучше нее нет никого и ничего. Бандитские, хулиганские глаза ее свахи! Видно, что она хочет выпить, ≈ всего несколько штрихов, но уже на сцене никого, кроме нее, не замечаешь. Кстати, это еще одно свойство великих артистов: оставаться на сцене в одиночестве, даже когда рядом есть другие актеры. Это ≈ затраты души, чистой техникой такого не добьешься.

Величайшим драматическим артистом я считаю Федора Шаляпина. Никогда не видел его на сцене, но слышал голос, и при этом у меня возникало ощущение, как будто я присутствовал при его выступлении. Он поразителен не как оперный певец, а как человек, создавший настоящие художественные образы ≈ даже в том, как он исполнял балладу, романс, церковную музыку. Он делал это совершенно потрясающе ≈ музыка, слово, голос сливались в некий «инфернальный» образ.

Кумир ≈ не тот, кто занимает первые строчки в рейтингах гламурных журналов. В искусстве должен быть очень высокий ценз совсем другого толка, иные критерии оценки. Они складывались десятилетиями, формировались традициями русской драматической школы, они-то и определяют качество нашей работы. А задачи, которые стояли перед искусством, неизменны: делать человека лучше, делать лучше общество. Я не сторонник социализма, но я сторонник той школы, которая сегодня уходит.

Стихи Ломоносова звучат теперь иронически: «Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне ≈ дна», ≈ чем глубже бездна, в которую падает наше искусство, тем больше звезд появляется на нашем театральном и кинематографическом небосклоне. Открываю журнал ≈ сотни, тысячи звезд... Так же не может быть! Сегодня «звездой», «кумиром» назначают. И это не подкреплено ни талантом, ни обаянием, ни умениями, ни истинной любовью зрителей, ни уважением коллег. Только результат грамотной и слаженной работы промоутеров.

Когда тебе надо сниматься в сериале, в двенадцати сериях за месяц┘ Да, тебя узнают, у тебя появляются поклонники, но как актер ты многое теряешь.

Мария Смоктуновская: Папа не хотел просто копировать голос Чаплина

О кумирах своего отца, народного артиста СССР Иннокентия Михайловича Смоктуновского, «КС» рассказала дочь актера Мария Смоктуновская:

≈ Папа высоко ценил многих актеров – Михаила Чехова, Николая Черкасова, но больше всего его восхищал Чарли Чаплин – своей подвижностью и артистичностью, необычайной гибкостью и органичностью в любом состоянии.

В 76-м его пригласили дублировать два чаплинских фильма – «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке». Как только режиссер дубляжа Елена Арабова на первом же просмотре поняла, что ей нужен именно папин голос. Он иногда брал меня с собой на студию. Я даже озвучила там пару реплик. Мне тогда было лет десять-одиннадцать, и многого я понять еще не могла, но не видеть, с каким самозабвением работает папа, было просто невозможно. Он буквально сливался с чаплинскими персонажами, и к концу работы многим казалось, что он и внешне стал походить на них.

Сохранились папины воспоминания об этой работе:

«Фильмы Чаплина неотрывны от детства, отрочества и юности моей и моих сверстников. Помню, как самозабвенно мы их смотрели впервые. Понимали: это чудо создал реальный человек ≈ и все равно воспринимали происходящее на экране как наваждение, как сказку, с которой не хочется расставаться. А какой хохот царил в зрительном зале, когда показывали «Огни большого города», «Новые времена», «Золотую лихорадку». Но, буквально надсаживаясь от смеха, мы порой и плакали, жалея «маленького человека» с большим сердцем. И когда представилась столь редкая возможность озвучивать Чаплина, я согласился не раздумывая┘

Слово «дубляж» с нашей работой как-то не вязалось. Просто мы старались помочь герою Чаплина заговорить на русском языке. И еще хотели передать зрителям наше преклонение перед искусством замечательного артиста. Подстрочный перевод тут не годился. И не только потому, что звучащий русский текст не совпадал бы с движениями губ актеров на экране. Подстрочник не мог передать удивительную поэтичность оригинала, особую чаплинскую недосказанность. Вместе с режиссером и редактором мы помногу раз возвращали на экран один и тот же эпизод, чтобы из разных вариантов текста выбрать лучший. А вместе с нами трудились звукооператор, монтажер, переводчик, укладчик текста и актеры».

(«Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли». Сост. В. Дубровский)

Подготовила Виктория Пешкова


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1286
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
912
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
439
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
612

Другие новости