Первая книга о советском роке Back in the USSR, вышедшая 20 лет назад в Лондоне и открывшая русским музыкантам дорогу на Запад, больше всего похожа на хронику русского «музыкально-освободительного» движения. Концерты в многочисленных ДК, конкурсы с обязательным жюри от комитета комсомола, фестивали с названиями типа «Весенние ритмы» ≈ Троицкий почти бесстрастно фиксирует, кто выступал, какое произвел впечатление и почему, приводит тексты культовых песен семидесятых–восьмидесятых.
Как ни странно, по этой летописи советский рок кажется сегодня на редкость здравомыслящим и причесанным. Сложно себе представить, чего так боялись чиновники, что так старательно запрещали? Многие имена и названия групп сегодня уже никто не помнит, даже сам Троицкий, в чем он честно признается в предисловии. И все-таки Back in the USSR ≈ прежде всего свидетельство того, что сегодняшней свободы не случилось бы, не будь советского рока.
Сегодня Артемий Троицкий презентует переиздание своей книги, и настроения у него пессимистические:
«Задавит ли попса русский рок? Да давить-то особо нечего, поскольку попса и рок у нас находятся в диалектическом единстве. Одни олигархи предпочитают приглашать на свои вечеринки группы «Аквариум» и «Машину времени», другие ≈ трио «Виагра». Это примерно одно и то же. И те и другие встречаются у кассы ≈ рокеры и попсовики. Я лично не вижу между ними принципиальной разницы. Тем более что сейчас существует такое прекрасное явление, как продюсерский рок: какие-то «Звери», Кипеловы и т.д. Они вообще ничем не отличаются от попсы».
Нынешнее поколение рокеров не вызывает у Троицкого вообще никакого энтузиазма: «Мне всегда был интересен и симпатичен Илья Лагутенко («Мумий тролль»). Я считаю, что он талантливый парень, неожиданный, никогда особо на рожон не лез и сохраняет самостоятельность, продолжая выпускать интересные пластинки. Как автор мне нравится Дельфин. И как поэт он мне интереснее всех наших поэтов-рокеров. Одно время слушал Сергея Шнурова и группу «Ленинград». Но последний альбом у них ужасный. Его испортили все эти блатные корпоративы и дружба с государственными уголовными элементами. Я считаю, нормальному творческому человеку заниматься постоянным подстиланием под бандитов и государственных мужей вредно для здоровья, и в первую очередь ментального».