0
855
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2007 00:00:00

Парадиз по-московски


Есть ли в Москве свой Бродвей ≈ вопрос не праздный, хотя бы потому, что Москва в этом самом Бродвее очень нуждается. Он ей идет ≈ своей откровенной и умно выстроенной коммерческой политикой, своим блестящим репертуаром и точным попаданием в нишу, которой в английском языке есть исчерпывающее определение ≈ entertainment. Театров, правильно и грамотно выполняющих эту функцию в столичном театральном (а точнее развлекательном) пространстве, не то чтобы мало. У них просто проблемы с самоопределением. Между тем кое-кому из них прямо-таки судьбой на роду написано быть «русским Бродвеем» ≈ со своими звездами, любовью к комедиям и слезным мелодрамам, со своими рейтингами в области продаж.

Театр, здание которого было построено в 1885–1887 годах антрепренером и опереточным актером Георгом Парадизом, одно время так и назывался ≈ «Театр Парадиза», а лучшего названия для обители развлечений, согласитесь, трудно найти. Ничего уничижительного в этом нет ≈ тем более что и своей историей здание нынешней Маяковки может только похвастаться. В позапрошлом веке здесь выступали знаменитые «мейнингенцы», Элеонора Дузе, а еще Сара Бернар и венская оперетта. Кончилось все тем, что в 1920-м здание отдали Театру революционной сатиры ≈ Терревсату, которым года два, но руководил Мейерхольд. А во время войны труппа объединилась с Театром драмы и получила нового главрежа ≈ Николая Охлопкова, который, как и полагалось в те времена, был заражен любовью к «массовым действам» и то и дело покушался на перестройку здания ≈ так, чтобы изнутри можно было смотреть на «природу».

С конца 1960-х здесь надолго поселился Андрей Гончаров, с именем которого и связана легенда о Театре им. Маяковского как прообразе «нашего Бродвея». Разумеется, здесь шла классика, но главное ≈ здесь выросли свои звезды, делавшие погоду при любом репертуаре.

В 2001 году Гончаров умер; его преемником стал Сергей Арцибашев, руководящий до сих пор и Театром на Покровке, и недавно Театром им. Вл. Маяковского одновременно. С тех пор ≈ а прошло всего-то пять лет ≈ изменилось не многое, а почти что все. И время, и театр, и зрители. Удивительно, что в репертуаре Маяковки идут до сих пор древние спектакли и на них так же не пробиться, как и на новые. «Круг» Ахрамковой по Сомерсету Моэму ≈ 1988 года рождения; ее же полумузыкальная «Чума на оба ваши дома» Григория Горина ≈ 1998-го. Идет и «Женитьба», которую Арцибашев «перетащил» с Театра на Покровке. У этих спектаклей как будто нет срока давности ≈ сменились только афиши. Теперь они выглядят зазывнее и антрепризнее.

Арцибашев разбавляет репертуар новыми названиями ≈ от «Бермудов» Юрия Юрченко, которые поставил Вадим Данцигер на сцене филиала, до «Листа ожидания» Александра Марданя в режиссуре телеведущего и драматурга Андрея Максимова. Тут же, в филиале, поселилась и экс-антрепризная история Михаила Горевого по пьесе Натальи Шапошниковой, переименованная теперь в «Жить. Любить» с молодым Иваном Стебуновым из Петербурга и красавицей Екатериной Волковой из Москвы. На этой же сцене можно было однажды видеть неудавшуюся попытку драматурга Ольги Мухиной срежиссировать собственную пьесу «Летит», а годами раньше ≈ малоизвестную пьесу Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне». Все вместе взятое это не делает, однако, внятной художественную политику театра, скорее выдает ее необязательность.

В основном репертуаре идут переписанные штатным драматургом театра Владимиром Малягиным Достоевский («Карамазовым» придуман жанр «симфония страстей») и Гоголь («Мертвые души» с Костолевским, Немоляевой и Лазаревым); два спектакля по Арбузову, а еще ≈ спектакль с участием артистов Большого «Любовь глазами сыщика». Но золотая жила ≈ совсем другое. Это ≈ Олби, Нил Саймон, Алан Эйкборн и Клер Бут Люс, благодаря которым билеты в Театр им. Маяковского не достать примерно так же, как на мхатовский «№ 13» с Евгением Мироновым.

По сути, все кассовые спектакли театра ≈ «Развод по-женски» и «Шаткое равновесие», «Банкет» и «Синтезатор любви» ≈ действительно московский Бродвей. Но Достоевский с Гоголем здесь тоже «в кассу» ≈ поскольку сделаны с расчетом, точнее, с учетом равнения на потребительское качество. И в общем, если придерживаться строго подобной идеологии, а не размениваться по пустякам, если и не Бродвей, то «театр для людей» здесь запросто вырастет. Он вырос уже. А с «Тремя высокими женщинами» Сергея Голомазова, где Евгения Симонова выдающимся образом сыграла 92-летнюю старуху, и с «Нахлебником», где Иван Поповски вместе с Рустамом Хамдамовым продемонстрировали отличный художнический вкус, можно уже и не только «в люди», но и к критикам. Только не нужны они «парадизу».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
878
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1180
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
923
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
757

Другие новости