Идея как-то исправить это место носится в воздухе давно. Она казалась нереальной, пока в Москве не начали случаться чудеса: храм - восстановили, "Интурист" - сносят. Последней каплей стал Филипп Старк: он отказался делать свою выставку в этом здании как по причине наличия на фасаде рекламы "Липтона", так и потому, что сам дом ему остро не понравился.
Впрочем, большой конкурс на реконструкцию ЦДХ состоялся еще в прошлом году. "НГ" посвятила тогда ему целую страницу, с прискорбием констатировав, что ни один проект не хорош на все сто. Те, что представлялись осуществимыми, были слишком компромиссны, а более концептуальные - недостаточно проработанными. Но вот появился проект, который блестяще сочетает в себе и то и другое.
Сам дом Филиппов предлагает деконструировать классикой. Завести туда аркады, крышу засадить деревьями, а фасад, выходящий на реку, превратить в образцовую классицистскую декорацию: трехэтажные домики с колоннами скроют здание, как будто его и не было. Между домами предполагаются виадуки, а в центре - роскошные пропилеи с водными каскадами и торжественным спуском к воде.
Как истинный петербуржец, Филиппов настойчиво предлагает Москве задуматься о своих набережных. Почему город прячется от реки, почему боится глядеться в зеркало? На выставке представлены все предыдущие проекты на эту тему: "Третий Рим" (реконструкция Пречистенской набережной, 1989) и "Остров" (реконструкция квартала между "Ударником" и Стрелкой, 1998). В последнем Филиппов предлагал изрыть весь квартал каналами, а на них возвести груду старомосковских особнячков. И хотя архитектора сто раз уличали в том, что он пытается привить Москве то Питер, то Венецию, этот проект был на самом деле чем-то третьим: сочетанием четкости питерских планировок, венецианской живописности и московского масштаба.
Понятно, что не реализовано ничего. И хотя у последнего проекта есть инвестор, сам Филиппов оценивает его реальность как близкую к нулю. Недавно проект был вынесен на заседание Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе города и получил традиционный отлуп. При том, что проект решал не только художественные, но и практические задачи: насыщал пространство кучей полезных площадей, предполагал автостоянки, а движение пропускал под новообразованной насыпью. В общем, не нужна нам ни польза, ни красота.