0
1337
Газета Архитектура Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Сквознячок глобализма

Тэги: коолхаас, архитектор, голландия


- ГОСПОДИН Коолхаас, вы известны как автор выражения "Fuck the context!". Каково было иметь Лас-Вегас в виде контекста для проектирования?

- Это было ошеломляюще. Американский коммерческий вернакуляр, квинтэссенцией которого является Лас-Вегас, - безумно сильная по своей образности и витальной силе вещь. Ее жизненность и успешность показывает, насколько узки рамки того, что принято считать архитектурой в традиционном понимании. Бороться с ней нельзя - съест. Даже дистанцироваться от нее можно, только приняв ее правила игры. Поверив, что ли, в нее.

- Но ваши лас-вегасские вещи сильны как никогда. И кроме того, они разительно отличаются от своего окружения.

- Это потому, что я не делал здесь архитектуры. Я проектировал подчиненные своей функции музейные пространства. Нет, лучше сказать - выставочные машины.

- В таком случае объясните принцип их действия.

- Галерея "Эрмитаж - Гуггенхайм" - "Коробка драгоценностей" - представляет собой коробку из стали кортен, которая сделана для того, чтобы защитить высокое искусство от внешнего "низкого" окружения. Здесь же казино в двух шагах! Другая цель - создать пространство, которое было бы настолько не похоже на все то, что рядом, чтобы человек, переступая порог, оказывался в другом времени и месте.

"Большая коробка" антагонистична малой. Она вся открывается: боковая стена целиком отъезжает, перекрытия могут изменять высоту, сквозь окно в потолке можно спускать гигантские объекты искусства - с помощью вертолета. Теоретически здесь можно смонтировать все, вплоть до четырехэтажных экспозиций. Ну и кран, конечно, тридцатипятитонный под потолком. Он везде ездит и все может поднять. В отличие от "Коробки драгоценностей", рассчитанной на ограниченное количество шедевров, этот зал может принять в себя любые объекты.

- Не кажется ли вам, что размещение в "Большой коробке" в качестве первой выставки "Искусства мотоцикла" с фирменными загогулинами Фрэнка Гери - не слишком удачный ход? Зал так хорош, что в нем и на Дональда Джадда не скучно было бы смотреть.

- Есть немного. Но, во-первых, Фрэнк - amigo, а во-вторых... Все ведь хорошо?

- Ну да, даже очень. Просто ваши архитектуры несколько противоре┘

- (Не дослушивая.) В таком случае это доказывает универсальность созданной мною машины. Здесь действительно можно выставлять все.

- Ваша архитектура обыкновенно груба. Чем вы это объясните?

- Мощная, почти скульптурная деталь - средство сохранения архитектурной идентичности в эпоху глобализации.

- В своей речи вы говорили, что "Лас-Вегас - единственный в своем роде город взаимодействия частного и общего, где стал возможен брак между высокой и низкой культурами". Не кажется ли вам, что на этом американском празднике жизни европейская культура выглядит бесприданницей, а брак, строго говоря, неравный?

- Во-первых, пятьдесят полотен постимпрессионистов - это не то чтобы не приданое. А во-вторых, я ведь дал ей великолепный сейф - ту самую "Коробку драгоценностей". Сейф, где она будет save (спасена).

- К вопросу о глобальной сети. На открытии ваших музеев презентовался еще и сайт www.guggenheim.com Хани Рашида. Влияет ли на вас виртуальная реальность?

- Нет. То есть в той же степени, как и на остальной мир. Значит, да. Естественно, волей-неволей сталкиваешься с компьютерными образами - как при проектировании, так и в повседневной жизни. Но я не работаю на компьютере, не вижу там формы и не интересуюсь видеоиграми. Наш мир кажется мне настолько интересным сценарием, что грех искать ему подмену. Глобализация - это бесконечно интересный процесс организации материи в любых ее проявлениях: от информации до физических структур, коими являются здания.

- Вас часто определяют как неомодерниста. Пусть это и условный термин, но в чем отличие модернизма современного от интернационального стиля?

- Современный глокальный (термин, соединяющий противоположные аспекты архитектурной практики - глобальный и локальный) модернизм работает более широко. Мы не хотим, чтобы всем или везде было ОДИНАКОВО хорошо. Мы пытаемся создавать пространства, где человек любой культуры, религии или направления мысли чувствует себя ХОРОШО.

- И какими же методами это достигается? Ведь попытка напичкать здание различной культурной начинкой чаще всего превращает его в постмодернистский компот или эклектический пирог.

- Мы не делаем ничего сладкого. Скорее жесткие, но подвижные телескопические рамы. Современная архитектура предоставляет своему пользователю и обитателю большую вариативность пространств, а значит - свободу выбора. Но все это лишь ячейки для размещения личного культурного багажа.

- То есть наш мир - вокзал?

- Нет. Скорее аэропорт.

- Последний вопрос. Чего, на взгляд Рэма Коолхааса, не хватает современной архитектуре?

- Интуиции.

Лас-Вегас-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
228
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
222
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
329
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
236

Другие новости