Работу коллектива Московского музея дизайна высоко оценили в Лондоне. Фото Саши Никонович предоставлено Московским музеем дизайна
Московский музей дизайна, единственный музей в России, посвященный дизайну, существует уже четыре года. За это время музей провел несколько серьезных выставок в российских городах и за рубежом. Однако впервые музей, а с ним и весь российский дизайн получили столь высокую оценку западных экспертов. На I Лондонской биеннале дизайна, которая проходила в сентябре, российский павильон, созданный Московским музеем дизайна, удостоился главной награды – Utopia Medal.
Первый раз с советского времени Россия участвовала в международной выставке промышленного дизайна такого высокого уровня. Главный приз вручался за наиболее полное раскрытие темы биеннале, которая звучала как «Утопия в дизайне». В утопиях российской, а в данном случае советской истории, пожалуй, нет равных – наш павильон легко обошел другие 36 стран. Экспозиция называлась «Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна» и представляла результаты исследования, которое Московский музей дизайна проводил в течение нескольких лет.
Музей собирал архивы художников-конструкторов 1960–1980 годов, которые и легли в основу проекта. Экспозиция рассказывала о жизни Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), который был создан в 1962 году. Именно в этом институте сосредоточился российский дизайн второй половины XX века. Экспозиция воссоздавала атмосферу советского НИИ: в лайтбоксах можно было увидеть слайды с реализованными и оставшимися в архивах проектами, кадры с профессиональных выставок, хронику работы в проектно-конструкторских бюро. Дополнял выставку документальный фильм со свидетельствами участников процесса – дизайнеров и конструкторов. Проект рассказывал не только о достижениях советского дизайна, но и тех людях, которые оставались незамеченными, создавая меж тем ключевые предметы и стилистику советского промышленного дизайна. Часто их разработки опережали свое время и по техническим, экономическим или идеологическим причинам оставались нереализованными мечтами, отражавшими желание создать идеальную материальную среду для жизни. Ту самую утопию.
Однако, несмотря на успех на биеннале, пока Россия может конкурировать с другими странами только в области истории дизайна, но не современных технологий и идей. За минувшие 25–30 лет промдизайн в стране практически перестал существовать, и только в последние годы ему стали уделять внимание: был восстановлен ВНИИТЭ, прошел первый российский конкурс промышленного дизайна, в начале декабря в Санкт-Петербурге состоялся Международный форум дизайнеров. Возможно, в будущем Россия сможет достойно выступать не только с представлением своих прошлых успехов, но и с инновационными технологиями. И Московский музей дизайна прокладывает к этому основной путь, предлагая российским дизайнерам в первую очередь знать и любить свою историю.