Графика Обри Бердслея органично смотрелась среди работ его отечественных последователей. Фото со страницы музея в социальной сети Facebook
Перекрестный Год культуры Англии в России стартовал в марте с широко анонсированного проекта режиссера Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Золотой век Русского авангарда» в Манеже. Огромные экраны, на которые проецируются видео с актерами, изображающими ключевых персонажей 1920–1930-х годов, будто вышли из фильмов о Тульсе Люпере. Многие ожидали чуть ли не откровения от англичанина о нашем же, родном авангарде. Но не случилось. Гринуэй сделал красивую картинку и остался верен себе и расхожим стереотипам о России. К тому же фактические ошибки, когда имя Сергея Третьякова иллюстрируется портретом основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова, только прибавили критики в адрес проекта.
Политическая обстановка существенно поменяла намеченные планы, поэтому выставку самого знаменитого художника-граффити Бэнкси нам так и не довелось увидеть. Как и показ Young British Artists в фонде «Екатерина». Из-за недоговоренностей в передаче Библиотеки Шнеерсона серьезно пострадала экспозиция архитектора и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша – в Кремль она доехала в усеченном варианте, вдобавок в школе искусств в Глазго, где хранится значительное наследие Макинтоша, случился пожар и треть имущества была уничтожена.
Зато Мультимедиа Арт Музей показал выставочный блокбастер по бондиане («Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда»), совершенно перевоплотив музейное пространство до неузнаваемости – машины, женщины, мотоциклы, казино, оружие и технические ухищрения – все связанное с агентом 007 за полвека.
Если говорить об изобразительном искусстве, графические работы на выставке «Обри Бердслей и Оскар Уайльд. Взгляд из России» у нас приняли на ура. В последний день показа в ГМИИ очередь впечатляла не меньше, чем в основное здание. Уайльда оценили еще в начале XX века, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок делали переводы его произведений, распространению славы Бердслея во многом поспособствовали журналы «Аполлон», «Весы», «Золотое руно». Работы английского декадента породили огромное количество подражателей, поэтому смотрим на маркиз Сомова, чертей Феофилактова и вспоминаем утонченных персонажей Бердслея и так еще с десятком других имен.
Вообще, если сравнивать с предыдущим Годом – Голландии, то английское искусство по большому счету досталось нам исключительно малых форм. Метровые картины с групповыми портретами гильдии арбалетчиков или пышные голландские натюрморты – это точно не про уходящий год.
Открывшаяся в конце ноября выставка «Непревзойденный Веджвуд» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства показывает искусство, по-большому счету, все-таки камерное. Вдохновленный античностью Джозайя Веджвуд свои эксперименты с фаянсовыми массами распространил и на внушительные керамические панно, и на утонченные крошечные изделия вроде брошей, тиар, серег или флаконов для духов. Ну и на знаменитые сервизы, конечно.
Вероятно, «Непревзойденный Веджвуд» – самая масштабная выставка перекрестного Года Англия–Россия, в то время как линии Бердслея, его фантастические создания и порочные девы дольше остаются в памяти.