«Фирменный» Мондриан побывал и в Москве. Фото ИТАР-ТАСС
Конечно, в перекрестный год хотелось бы увидеть выставку Ван Гога или Рембрандта, и вроде бы договоренность между двумя странами о проведении года дружбы появилась еще в 2009-м, ни того, ни другого не привезли. Слишком ли дорога страховка таких проектов или мы не вписались в гастрольный график работ этих художников?.. Зато показали другого классика – Мондриана.
Хотя начиналось не с него. Заглянувшую в прошлое выставку, призванную прежними контактами подкрепить нынешние отношения, подготовил Исторический музей. И как и в случае с аналогичным российско-немецким проектом 2012-го, экспозиция «Россия и Голландия. Пространство взаимодействия» оказалась многосоставной, но скучноватой. В выставочной череде мелькает искусство относительно недавнее – скажем, графику Эшера еще можно застать в Московском музее современного искусства. И классическое. Из Эрмитажа в ГМИИ переезжал «Голландский групповой портрет Золотого века» из собрания Амстердамского музея, а Третьяковка задумалась, что такое «Больше, чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века». Выставку еще не закрыли – а в феврале отправят в Харлем (откуда прибыли многие картины). Не закрыли и тему – в смысле недоумения: год дружбы, а голландские и русские художники – даже при очевидных рифмах – по своим залам. Романтизм без романтизма.
Но еще прежде тоже ГТГ на главного героя перекрестного года звала заголовком «Пит Мондриан (1872–1944). Путь к абстракции» (работы из Муниципального музея Гааги). Одного из создателей группы De Stijl и неопластицизма, повлиявшего и на искусство, и на дизайн, и на моду, показали в развитии. Многие новаторы начинали традиционно, но все равно удивительно, что в стремлении к своим фирменным квадратам, прямоугольникам и прочим геометрическим воплощениям прекрасного начинал он с пейзажей – то реалистических, то символистских.
А к группе De Stijl, кстати, примкнул Эль Лисицкий – участник другого важного события. «Утопия и реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы» – проект, для которого директор Музея ван Аббе в Эйндховене Чарльз Эше позвал знаменитого концептуалиста поразмышлять над искусством великого конструктивиста (коллекция его работ хранится в Эйндховене) и который – проект – добрался из этого голландского музея через Эрмитаж до Мультимедиа Арт Музея. Тотальная инсталляция, а в нее – точно по Кабакову – превратился весь МАММ, строилась на темах-противопоставлениях («Памятник лидеру – памятник тирану», «Победа над бытом – быт победил») и по замыслу получилась занятной. Только, кажется, сделана она больше ради отмечавшего 80-летие Кабакова, который с этой выставкой стал еще и спецгостем V Московской биеннале.