Русские и немцы. Были в нашей тысячелетней истории и такие моменты.
Фото с сайта www.dw.de
В 2012 году начался перекрестный Год Германии и России, который продолжится в первой половине 2013 года. В отличие от предыдущих итальянского и испанского годов, нынешний немецкий оказался не слишком громким. Его расплывчатый девиз «Вместе строим будущее» предполагал выявление из более чем тысячи мероприятий несколько основных тем – от политики и экономики до повседневной жизни в Германии. В области культуры и искусства список мероприятий был обширный, но год здесь оставил лишь несколько ярких событий.
Открылся год в Историческом музее большой выставкой «Русские и немцы. 1000 лет истории и культуры», главным проектом, который летом презентовал многовековые отношения между нашими народами в Москве, а осенью переехал в Берлин. Официальную экспозицию, под которую подтянули десятки немецких музеев, фондов и специалистов, тем не менее ругали. Не столько за экспонаты – их-то как раз привезли много и разнообразных (около 700 предметов из 75 музеев), сколько за отсутствие четкой концепции. Всю тысячу лет истории свалили в одну кучу, перемешав археологические находки, исторические документы и произведения искусства. Учебника российско-германских отношений для публики не получилось, но и сложной и интересной экспозиции для специалистов тоже. Не спас проект ни высокий статус (он проводится под патронатом президента РФ Путина и президента ФРГ Гаука, а сокураторами стали замминистра культуры РФ Павел Хорошилов и президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер), ни потраченные 5 млн. евро. Утешало одно – многие вещи вытащили из немецких запасников, так что увидеть их не так уж просто.
В других больших музеях немецкая тема почти никак не была отражена, даже Пушкинский, который обычно перекрестные проекты поддерживает, в этом году продолжил выставлять любимых итальянцев и отмечать юбилей, а Кремль вместо немцев показывал сокровища Мальтийского ордена и Английской короны. Единственный, кто сделал, пожалуй, самый запомнившийся проект, который можно назвать центральным для всего года, – Московский музей современного искусства. Он показал ретроспективу Йозефа Бойса, которая выглядела актуальной не только с культурной, но и социально-политической точки зрения, учитывая сегодняшнюю политизацию художественной практики в нашей стране. Куратором «Призыва к альтернативе» выступил крупнейший специалист по творчеству Йозефа Бойса Ойген Блуме. По его словам, на примере наиболее важных произведений Бойса выставка стремилась показать «художника на пути к политике, которую он хотел изменить через искусство». Выставку сопровождала большая образовательная программа.