0
1515
Газета Антракт News Интернет-версия

30.12.2011 00:00:00

1. Свободно-политическое искусство

Тэги: премия, живопись, искусство


премия, живопись, искусство За такое художественно-политическое высказывание «Война» получила госпремию.
Фото с сайта ГЦСИ

В этом году и мировая, и российская общественность следила за двумя громкими делами, которые многие связывали с цензурой в искусстве и нарастанием политического подтекста в художественной сфере. В России главную государственную премию в области современного искусства «Инновация» получила скандальная арт-группа «Война». А в Китае арестовали художника-диссидента Ай Вэйвэя, которого к концу года журнал Art Review назвал самым влиятельным человеком в мире искусства.

Информация о том, что арт-группа «Война» попала в короткие списки «Инновации» за нашумевшую еще в 2010 году акцию «Член в плену у КГБ» (изображение фаллоса на поднятом Литейном мосту в Петербурге), мгновенно вызвала скандал. Во-первых, сама группа формального согласия на выдвижение своей работы не дала, более того, идеолог группы Алексей Плуцер-Сарно высказался о премии крайне негативно, назвав ее «деньгами мафиозной власти, которая кидает их как подачку в кормушку художникам». Во-вторых, участники группы Олег Воротников и Леонид Николаев в тот момент находились в петербургском СИЗО за другую свою акцию «Дворцовый переворот», в результате которой был нанесен материальный ущерб автомобилям милиции, а сам Плуцер-Сарно вынужден был покинуть Россию, чтобы избежать подобной участи.

Группу из шорт-листа то исключали, то снова включали. Становилось очевидным, что если премию получат не она, то «Инновации» спокойно можно уходить на покой. Экспертный совет и жюри приняли единственное возможное решение – «Война» таки получила свою премию в 400 тыс. руб. Которые тут же передала в межрегиональную правозащитную ассоциацию «Агора», занимающуюся резонансными делами о произволе властей.

Присуждение премии «Войне» вызвало большое недовольство в Общественной палате РФ и Министерстве культуры, которые, впрочем, решению жюри никак не противодействовали. Что же касается уголовных дел, то уголовное преследование Леонида Николаева было прекращено в октябре этого года, но возобновлено уже в ноябре. Олег Воротников (которого отпустили под залог) и другая активистка «Войны» Наталья Сокол объявлены в международный розыск за оскорбления и нападения на милиционеров.

Акция в поддержку группы «Война» прошла на Биеннале современного искусства в Венеции этим летом, так же как и акция в поддержку китайского художника Ай Вэйвэя, который выступал с резкой критикой по отношению к состоянию современного Китая и его властям (в том числе в художественной форме). Ему запретили выезжать из страны, снесли под ноль мастерскую в Шанхае, отменяли выставки. В апреле художника арестовали в пекинском аэропорту, провели обыски дома и в студии, заблокировали его имя в китайском Интернете, официально обвинили в неких экономических преступлениях.

По всему миру развернулась кампания в поддержку художника. Его отпустили только через два с половиной месяца (81 день), но под ряд ограничений на передвижение и свободу выражения мнений. Стало очевидно, что эта история выходит далеко за рамки искусства.

Так, между политикой и contemporary art протянулся на первый взгляд очень непрочный мост. Но пока он существует, можно предполагать, что еще не одна акция наступающего, по всей видимости непростого в политическом плане, года пройдет под грифом «художественная».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
2054
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1991
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
907
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1319

Другие новости