Перформанс Imponderabilia открывал выставку Абрамович.
Фото ИТАР-ТАСС
Одной из самых посещаемых выставок этого года стала ретроспектива скандальной Марины Абрамович. Этот проект стал фактически финальным в старом пространстве «Гаража» в мельниковском Бахметьевском автобусном парке. В следующем году «Гараж» переедет в Парк Горького, который в этом году тоже подвергся большим переменам.
Идея выставки «В присутствии художника» принадлежит нью-йоркскому МоМА, там ее показывали в 2010-м, но в Москву привезли другой вариант. Выставили полсотни работ художницы, которая превратила свою жизнь в перформанс, без страха используя свое тело и не боясь боли. Вернее, боль-то ей нужна, чтобы ее преодолеть и стать свободным. Про свое искусство Абрамович говорит: «В итоге ты понимаешь – энергия внутри. Вопрос только в том, как прийти к этому состоянию».
Кто-то ею восхищается, кто-то сомневается, в себе ли она вообще. Да и как можно устроить выставку перформансов, сохранить ощущение переживания, не убив его патиной времени? Понятно, что сама Абрамович не могла участвовать во всех московских перформансах лично, она была задействована только в одном – «Измерении магии взгляда». Двое смотрят в глаза друг другу, ученые наблюдают за активностью мозга при контакте незнакомых людей.
В остальном за дело взялись статисты – добровольцев набирали заранее, перформансистка сама неделю проводила мастер-классы. Для повторов своих работ она ввела термин «реперформанс». Для входа в музей Абрамович со своим соавтором и другом Улаем еще в 1977-м придумала Imponderabilia – живую «репродукцию», встречавшую и «гаражную» публику. Друг напротив друга стоят обнаженные мужчина и женщина, за зрителем остается выбор, к кому из них повернуться лицом, протискиваясь в зал.
Дальше на выставке были погребенные под скелетами люди (освобождение от страха смерти), документации старых акций, фото и даже старенький «Ситроен», в котором они с Улаем жили несколько лет. Было знаменитое «Балканское барокко», принесшее Абрамович «Золотого льва» Венецианской биеннале 1997-го: художница обмывает груду кровавых костей, вспоминая войну в родной Югославии, и барокко становится горькой усмешкой о странной страсти к агрессии в сочетании с меланхолией.
Этим ярким проектом ЦСК «Гараж» завершил свою жизнь на старом месте. В следующем году он переедет в «Шестигранник», построенный Иваном Жолтовским в 1923 году как один из павильонов на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Еще до перемены места «Гараж» успел провести в Парке Горького первую выставку – «Нужное искусство», на которой выставил объекты public art 11 российских художников. Переезд «Гаража» в Парк Горького симптоматичен – в этом году началась реконструкция парка, в результате которой он имеет все шансы стать самым востребованным городским пространством. Ларьки, палатки и аттракционы заменили модные кафе, удобные лавочки и бесплатный Интернет. Обещают, что это только начало. Кроме «Гаража» в парке появятся концертный комплекс, спортивная, ресторанная и пешеходная зоны, зимой уже заработал хороший каток. Так как реконструкция парка – проект чисто социальный и имиджевый, вход на его территорию отныне совершенно бесплатный.