Несмотря на масштабы, биеннале пока идет не совсем в ногу с публикой.
Фото РИА Новости
Осенью прошла очередная Московская биеннале. Несмотря на кризис и уменьшение бюджета, прошла с размахом, отличившись гигантской параллельной программой и расширением географии – кроме Москвы участвовали Екатеринбург, Нижний Новгород, Киев и даже Лондон – каждый со своим проектом.
Если брать цифры, то они уменьшились: 70 тыс. посетителей на обе площадки главного проекта «Переписывая миры», который курировал специалист по медиа Петер Вайбель, против 100 тыс. в прошлый раз, когда в «Гараже» делал выставку «Против исключения» Жан-Юбер Мартен. Но и это неплохо. При некотором допущении цифра вполне сопоставима с посещаемостью музейных «бестселлеров» классического искусства.
Заслуга основного проекта – в продвижении новых медиа через бренд биеннале. Не то чтобы медиа у нас в загоне, но интерес к ним пока недостаточен. Правда, у этого акцента на технологиях есть обратная сторона. Сколько ни восхищайся тем, что до Москвы доехали видео художника-диссидента Ай Вэйвэя, Ребекки Хорн или Айзека Джулиана, сколько ни рассматривай инсталляцию, состоящую из стальных ящиков, в которых можно «подсмотреть» видеоотрывки работы покойного режиссера Кристофа Шлингензифа (на минувшей Венецианской биеннале павильон Германии с его инсталляцией получил «Золотого льва»), – в единое целое экспозиция не срослась. Структура и распределение между ЦУМом и ArtPlay остались не выявлены. А тема «Переписывая миры» в целом осталась переписью достижений contemporary art.
Спецпроекты и выставки параллельной программы общим числом около сотни отразили весь спектр жанров – от ретроспектив до проблемных экспозиций. С яркими персоналками выступили Уильям Кентридж с анимацией и миниатюрной постановкой «Волшебной флейты» в «Гараже» и Яннис Кунеллис, сделавший поэтичную инсталляцию из музыкальных инструментов и старых пальто для «Красного Октября». В Московском музее современного искусства устроили первую, к сожалению, посмертную ретроспективу скульптора соц-артиста Александра Соколова. Необычным форматом выделялись ставшая не только выставкой, но и дискуссионной платформой «Аудитория Москва» и квартирная выставка «Хорошие перспективы» в Доме на набережной, где живет Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума в Москве.
Хорошо то, что современного искусства было действительно много, хотя воспринять его было непросто. Физически отсмотреть все проекты было почти невозможно, да и по качеству они были неравноценными. Кроме того, эта инъекция contemporary art в городское пространство была не слишком заметна – ни путеводителей по биеннале, ни достойной рекламы. Видимо, исправление ошибок – дело будущих биеннале. Сделать так, чтобы в городе слышнее был этот пульс современного искусства.