Многочасовые очереди в Пушкинский – лучший показатель его популярности.
Фото РИА Новости
Наступающий год – юбилейный и для ГМИИ имени Пушкина, и для его директора Ирины Антоновой. Год нынешний выдался для музея очень насыщенным – и сложностями, но и безусловными удачами. И то и другое сделало ГМИИ, пожалуй, самой обсуждаемой выставочной площадкой 2011 года.
Главная трудность этого года для ГМИИ – проект Музейного городка. Трудиться над его созданием должны были руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко и британский архитектор Норман Фостер. Сроки сдвигались, и заранее было ясно, что к юбилейному году новых зданий открыть не успеют. На стройплощадку вышли только в ноябре, взявшись за продолжение Музея личных коллекций. В начале 2012-го примутся за подземные коммуникации, однако работа по трем главным объектам первой очереди отложена.
Проблема в том, что некоторые члены попечительского совета ГМИИ выступили с несогласованным с Пушкинским предложением пересмотреть концепцию музейного развития в пользу увеличения коммерческой составляющей. Музей может прирасти ресторанами, бутиками, аукционом, пятизвездочной гостиницей с видом на Кремль. А вот депозитарий, помещение необходимое, как настольная книга, предложили вывести за МКАД┘
В результате утвержденный проект Фостера–Ткаченко завис в неопределенности. Музей оказался в ловушке между попечителями и «Архнадзором», у которого есть претензии к городку. Через день после думских выборов в ГМИИ прошло совещание с участием Владимира Путина, который высказался против излишней коммерциализации проекта. Связанные с городком вопросы решено вынести на общественное обсуждение. Завершение же строительства всего музейного комплекса запланировано на 2018 год.
Вопреки всем перипетиям, в выставочном смысле текущий год прошел в Пушкинском крайне успешно. Все выставки собирали десятки тысяч зрителей и становились яркими и широко обсуждаемыми событиями. Здесь побывал Диор, пространство для ретроспективы которого почти до неузнаваемости перевоплотила дизайнер Натали Криньер. Тут показывали «Парижскую школу», отсюда еще не уехали Караваджо, Блейк и Кандинский с «Синим всадником», сюда привозили фотографии Анни Лейбовиц. Наконец, любимец публики Дали поставил рекорд посещаемости ГМИИ – за два с небольшим месяца, отстояв длинную очередь, на него пришли посмотреть больше 270 тыс. зрителей. Так что расширение музею просто необходимо. Остается надеяться, что проблемы Музейного городка вскоре тоже разрешатся, хотя в юбилейный год обновленным музей уже не войдет.