Бой за Охтинский мыс, кажется, закончился.
Фото PhotoXPress.ru
Одним из важнейших событий года, безусловно, можно считать решение о переносе строительства комплекса компании «Газпром» «Охта центр» с Охтинского мыса в Петербурге. В начале декабря об этом объявила губернатор Валентина Матвиенко. Пятилетняя борьба между «Газпромом» и властями города с одной стороны и жителями Петербурга и градозащитными и общественными организациями с другой завершилась победой последних.
Проект «Газпром-Сити», переименованный в 2007 году в «Охта центр», предполагал строительство офисно-развлекательного комплекса общей площадью более 60 га, композиционной доминантой которого должна была стать 400-метровая башня. Бурную полемику вызвали два аспекта. Во-первых, то, что финансироваться масштабный проект должен был из бюджета города (его стоимость на тот момент составлял 60 млрд. руб.). Во-вторых, специалисты по сохранению культурного наследия в один голос указывали на то, что небоскреб безвозвратно испортит уникальную панораму города. К тому же на территории комплекса располагался бы целый ряд памятников культуры. И если первый вопрос уже в 2008 году отошел на второй план («Газпром» тогда заявил, что корпорация полностью возьмет на себя финансирование строительства), то историко-культурная проблема оставалась острой до последнего времени.
За это время по поводу «Охта центра» прошло более 20 судов различных инстанций по вопросам принятия постановлений о высотности, проведению общественных слушаний и т.д. Защитники города их стабильно проигрывали. Проходили в Петербурге многочисленные акции протеста, многие деятели культуры высказывались категорически против небоскреба. Свое опасение по поводу проекта высказала и ЮНЕСКО – если небоскреб будет построен, то Петербург автоматически попадет в списки городов, где мировое наследие находится под угрозой. Весной 2010 года противники строительства подали жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Но ни одна из этих мер не сработала бы, если бы в дело не вмешался президент РФ Дмитрий Медведев. Сам Медведев отрицает свое прямое влияние на принятое решение, но очевидно, что власти города не смогли игнорировать его заявление, сделанное в октябре. Тогда президент отметил, что решение о реализации проекта должно приниматься после завершения всех судебных процессов, а также напомнил о необходимости соблюдать международные обязательства в области охраны культурного наследия. Спустя полтора месяца Валентина Матвиенко объявила как о переносе строительства, так и об отмене постановления об отклонении от высотного регламента, принятого ранее. Как сообщил Медведев в ходе недавнего интервью трем телеканалам, посвященного итогам года, ему «пришлось сказать об этом вслух, чтобы процессы проходили в более цивилизованном ключе».
В настоящее время инвестор решает вопрос о целесообразности реализации проекта в другом районе Петербурга (градозащитники предложили как минимум шесть вариантов). Архитекторы проекта заявляют, что он был разработан специально под участок на набережной Невы и построить башню в другом месте, не изменив проект, невозможно. В устье реки Охты планируется построить здание меньшей высоты, которым будет заниматься новый инвестор. Все археологические работы, проведенные на Охтинском мысу, были полностью компенсированы компанией «Газпром».