0
2736
Газета Интернет-версия

10.03.2017 00:01:00

Артефакты подводного царства

Тэги: выставка, кусково, коллекция, скульптура, искусство


выставка, кусково, коллекция, скульптура, искусство Граф Шереметев выписывал скульптуры для украшения павильона «Грот» из Германии. Фото пресс-службы музея-усадьбы «Кусково»

Музей-усадьба «Кусково» выставил в одном из залов своего дворца, возможно, самые необычные экспонаты своей коллекции: ракушечные скульптуры и панно второй половины XVIII века. В усадьбе хранится единственная в России коллекция подобных предметов декоративно-прикладного искусства – в нашей стране этой техникой просто никто не владел. Сохранившиеся экземпляры владелец поместья граф Петр Шереметев купил у немецкого купца – именно в Германии появилась и получила наибольшее развитие ракушечная скульптура для гротов и парков. 

Скульптуры, выставленные в «Кусково», предназначались для одного из увеселительных павильонов усадьбы – грота,  расположенного у небольшого водоема и сохраняющего прохладу даже в самую жару благодаря своим толстым стенам. Петр Шереметев затеял строительство грота в 1755 году, а декорация закончилась только 20 лет спустя. Руководство по домоводству конца XVIII века так описывает устройство такого типа павильонов: «Гроты делают в местах сада уединенных или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями».

Именно так декорирован и кусковский грот, сооружение эпохи барокко, питающей страсть ко всему экзотическому. Для этой работы из Германии специально пригласили «гротических дел мастера» Иоганна Фохта, который использовал 24 вида раковин –  из Тихого, Индийского, Антлантического океанов, Черного и Средиземного морей, а также кораллы и полудрагоценные камни. Несмотря на значительные утраты интерьера, имитирующий подводную пещеру грот даже сегодня вызывает удивление. Скульптуры и панно для подводного царства граф Шереметев заказал в 1775 году. С заказом произошла ошибка: Шереметев полагал, что указанные в описании «3 дельфина и 1 сырень» (сирена, морская девушка) представляют одну композицию, а получил четыре отдельные скульптуры для фонтана. Пришлось установить их рядом с гротом у пруда, а на зиму убирать в теплое помещение. Один из дельфинов и морская девушка сохранились – их можно видеть на выставке. 

Сохранилось и еще несколько скульптур из первого заказа графа. В имеющейся описи они снабжены простыми и кажущимися сегодня даже забавными наименованиями. Например, «Мужик смотрит на раковины и рассуждает» или «Французская баба в руках держит корзину с фруктами». На примере этих фигур можно хорошо видеть технику создания ракушечных работ. В их основе – деревянная или керамическая болванка, которую покрывали толстым слоем матики и вставляли раковины, формируя узор. Лицо и руки персонажей прорисовывали масляной краской. Панно сделаны несколько иначе – в их основе холст, расписанный маслом. На выставке три панно – две жанровые сцены и великолепный ракушечный олень. 

Ракушечные работы могли позволить себе только состоятельные люди, они были очень дорогие и хрупкие, так что таких предметов остались единицы. «Кусковская коллекция ракушечника уникальна в России по своим масштабам, – рассказывает куратор выставка Екатерина Орлова. – Отдельные скульптуры встречаются в России и в мире в частных коллекциях, а в Стрельне есть два ракушечных панно, но в таком объеме подобные произведения искусства сейчас больше в России нигде увидеть нельзя. Выставка предшествует реставрации этих произведений, которая будет происходить параллельно с реставрацией грота».  

Грот закрывается в мае этого года: павильону реставрация требовалась уже давно – плачевное состояние фундамента и стен очевидно даже не специалистам. Ракушечные скульптуры будут выставлены во дворце до конца работ, а затем вернутся на свое историческое место. «Выставка позволила по-новому взглянуть на эти предметы даже нам, сотрудникам музея, – продолжает Екатерина Орлова. – В гроте они сливались с окружающим интерьером, растворялись в нем, здесь же, в экспозиционном пространстве, возможно рассмотреть их как самостоятельные вещи. Поражает умение мастеров в работе со сложными, экзотическими материалами, пластика фигур и проработка деталей, несмотря на то что многие скульптуры сохранились лишь во фрагментах».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
297
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
334
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
474
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
402

Другие новости