0
4760
Газета Интернет-версия

16.12.2016 00:01:00

Про андроидов и людей

Тэги: сериал, премьера, мир дикого запада


сериал, премьера, мир дикого запада Творец в интерьере (Роберт Форд в исполнении Энтони Хопкинса). Кадр из сериала

На канале HBO закончился сериал «Мир Дикого Запада» – сочиненный Джонатаном Ноланом и Лизой Джой перезапуск одноименного фильма Майкла Крайтона 1973 года и одно из самых обсуждаемых шоу конца 2016-го, если не всего года. Ковбойский парк развлечений, населенный сверхсовременными андроидами, неотличимыми от человека, моральные дилеммы нового тысячелетия и нелинейное повествование вкупе с богатым исполнением (от видеоряда до актерского ансамбля) заслужило шоу широкую известность и звание нового хита кабельного гиганта. Кажущееся совершенство, однако, наводит скорее на печальные мысли.

Нет смысла подробно описывать сюжетные линии: в некотором будущем есть парк с андроидами, куда богатые люди приезжают покуролесить в декорациях Дикого Запада – напиться пьяными, попускать кровушки и попортить роботизированных дам. Сконструировал эту юдоль первобытных удовольствий некий Роберт Форд (Энтони Хопкинс) – пожилой мужчина с комплексом бога (на момент открытия парка 35 лет назад он еще не был пенсионером). Люди развлекаются из последних сил, Форд и команда по обслуживанию парка придумывают новые сюжетные линии, ремонтируют андроидов и совершенствуют их код, а меркантильный совет директоров хочет Форда выжать и затормозить прогресс: для простых удовольствий нужен парк попроще, без всего этого пугающего человекоподобия. 

Классический сюжет про творца и коммерцию разворачивается на периферии, а в самом сердце симулятора отрочества американской истории происходит процесс поинтереснее: роботы начинают вспоминать свои прошлые жизни, рефлексировать и всячески демонстрировать самосознание, а не только исполнение строгих команд.

Собственно, «что делает человека человеком?» и является ключевым для Нолана и Джой вопросом. Потому что это один из базисных вопросов научной фантастики и цивилизации в целом – ему посвящены «Планета обезьян» и «Бегущий по лезвию» (и тысячи других произведений), а также мысленный эксперимент «философский зомби» (существо, во всем копирующее человека, но лишенное сознательного опыта). 

«Мир Дикого Запада», точнее – даже сам акт перезапуска идеи 40-летней давности, в очередной раз показывает, как видоизменяется один и тот же вопрос. Странно винить создателей сериала в возможном отсутствии (простого) ответа. Как возникает сознание и является ли оно прерогативой исключительно человеческой? 

273-11-01_t.jpg
Даже на роботизированном Диком Западе многие
вопросы решают выстрелами.

Пьер Буль сделал человека из обезьяны, Филип Киндред Дик – из андроида, Нолан и Джой совместили эти два подхода: полвека спустя проще поверить в революцию роботов, чем любимых приматов, но сюжетная схема «Мира Дикого Запада» ближе именно к обильным экранизациям Буля. Не случайно финал разворачивается в парке Westworld именно на берегу моря – примерно там же, где персонаж Чарльза Хестона понял, что обезьяны захватили Землю.

Разговор о сознании всегда уводит в сторону: куда-то в зону рассуждений о человеческой природе и боге (Форд проговаривает, что в правой части картины «Сотворение Адама» Микеланджело, где расположились небесные силы, отчетливо угадывается форма человеческого мозга), о новейших, еще не отрефлексированных технологиях и хоть сколько-то отрефлексированной истории вида. Ковбойская стилистика парка выбрана не только от любви к «национальному колориту» (слово «вестерн» по отношению к «Миру Дикого Запада» звучит смешнее от серии к серии). Так Нолану и Джой проще описывать, что такое «быть человеком»: подчинять и уничтожать, осваивать и захватывать новое, постепенно превращая непривычное в игрушки «цивилизации». С тем, что не имеет сознания (даже не как такового, а похожего на сознание хозяина), можно не церемониться. С индейцами, которых отстреливали те самые ковбои, с животными, запираемыми в зоопарках (снова «Планета обезьян»), с андроидами. Можно предположить будущий виток этого «исследования» – выяснение отношений с персонажами виртуальной реальности, то есть видеоигр (многие констатировали сходство парка Форда с этим медиумом).

273-11-02_t.jpg
Любовь и андроиды: Джеймс Марсден и Эван
Рейчел Вуд. Кадры из сериала

Всё это вопросы из разряда больших и вечных, и создателям «Мира Дикого Запада» приходится не только сводить их в одну историю, но и придавать ей формат развлечения (точно так же и Форд рассматривает парк как эксперимент, в то время как коммерческий отдел видит только чистую прибыль). И тут гигантоманская конструкция начинает барахлить: обилие тем и необходимость их зачем-то проговаривать замедляет развитие сюжетов, сериал к середине провисает, а к финалу движется будто бы по инерции. Большинство идей Нолана и Джой прочитывается еще по пилоту, и настоящую ценность обретают по большому счету лишь последние два эпизода. Вдобавок формат больших шоу HBO, патетичный сам по себе, в паре с размышлениями о устройстве мира превращается в ходячий бронзовый памятник. В этом году применительно к каналу нередко произносили слово «кризис», и вот теперь стало понятно, что это отнюдь не кризис идей. Это кризис формы: большого нарратива, который хочет длиться вечно, акцентной актерской игры, когда каждая мизансцена и монолог призваны произвести эффект, и к 10–20-му сериалу по этим лекалам все паузы, взгляды, хрипы, жесты, интонации и твисты превращаются в самопародию. Возможно, Westworld – венец эпохи HBO в закатных лучах (речь не столько о кабельном канале, сколько о буме продолжительных, серьезных, романных историй). Каждый компонент в нем доведен до автоматизма – от декораций и спецэффектов до многофигурной композиции с небанальными флэшбеками и актерскими работами, но все это напоминает шоу роботов, бал идей, где модернизированные концепции разыгрываются уже до боли знакомыми, но тоже лишь слегка обновленными методами. Кажется, есть резон от веры в тяжеловесные хай-концепты с длинным перечнем серий-глав перейти к более скромным, интимным, человеческим историям (которые параллельным курсом выходят на том же HBO). Как говорит одна из андроидов: «Боги – слабаки».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1308
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
838
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1579
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1536

Другие новости