0
5391
Газета Интернет-версия

07.10.2016 00:01:00

Талант с зубами

Александра Иванова

Об авторе: Александра Валерьевна Иванова – журналист.

Тэги: культура, эстрада, кино, автогонки, телевидение, радио, николай фоменко, медиафестиваль, патриотизм


культура, эстрада, кино, автогонки, телевидение, радио, николай фоменко, медиафестиваль, патриотизм Одно время Николай Фоменко был страстным автогонщиком, участвовал в соревнованиях, получал призы. Фото РИА Новости

Невозможно охарактеризовать род деятельности Николая Фоменко одним словом. В его послужном списке музыка, кино, шоу-бизнес,  радио, телевидение и спорт. Как будто он задался целью подтвердить расхожую поговорку «талантливый человек талантлив во всем», успешно занимаясь разными делами, появляясь то в одном, то в другом качестве, удивляя и радуя своих поклонников и, наверное, раздражая конкурентов и недоброжелателей. Впрочем, как говорит сам Николай, «талант без зубов и не талант вовсе».

В середине 80-х в советскую эстраду ворвалась четверка молодых питерских ребят, которые буквально стали «нашими «Битлз». Ленинградский бит-квартет «Секрет» – это целая эпоха в творческой жизни Николая Фоменко, своеобразная точка отсчета. Успех, популярность, слава – все оттуда. От этих концертов, где исполнялись искренние песни, где молодые парни в элегантных костюмах и неизменных красных галстучках ненавязчиво внушали своим многочисленным поклонникам, что «из всего, что в жизни есть, ценились верность и честь, ну а все остальное – потом». Прекрасно помню то состояние в свои 15 лет на одном из концертов, этот сумасшедший драйв, всепоглощающая любовь (не к кому-то из них конкретно, а ко всем сразу, как было и с «битлами») и какое-то абсолютное счастье. Кстати, на тот концерт я пришла с цветами и подарила их тогда Николаю Фоменко.  

Трогательное и в чем-то наивное время «Секрета» сменилось жестким ритмом 90-х. Годы, которые сейчас принято ругать, называя страшными и разрушительными. 

Но на мастер-классе в рамках московского медиафестиваля «Родина в сердце» Николай Фоменко высказал свою точку зрения: «Это времена, давшие нам очень много. Мы увидели себя со стороны, на что мы похожи, все наше образование, вся наша культура. Мы были в СССР такие прекрасные, у нас такая культура, блестящее образование. Потом раз – появились бандиты, постреляли друг друга, поубивали, воровали без конца; мы не знали, как себя вести и как с этим справляться. Поэтому, если говорить про 90-е, мне кажется самым важным моментом, что дверь открылась и мир изменился, хочет этого кто-нибудь или нет. Я считаю, в этом смысле Горбачев сделал величайшую вещь, он открыл дверь, сломал стенку немецкую, люди стали ездить в Европу. 90-е годы тяжелые, ужасные, но пройти через это было нужно, как и сейчас через новый, совершенно другой виток».

А группа «Секрет» тогда исчезла из поля зрения фанатов, каждый из участников пошел своей дорогой, чтобы потом, спустя годы, снова объединиться в юбилейных концертах, уверяя своих поклонников в том, что «ничего не исчезает», «Алиса по-прежнему сидит на тахте», а «Кристина справляет свои именины» и «моя любовь все еще на пятом этаже». И сейчас «секретовцы» задумали новый проект, кинематографический. Решились, видимо, тряхнуть стариной, вспомнив свой давнишний фильм «Как стать звездой». 

В середине 80-х группа «Секрет» считалась «нашими «Битлз».	 Фото © РИА Новости
В середине 80-х группа «Секрет» считалась «нашими «Битлз». Фото © РИА Новости

Кинематограф – тоже вотчина Николая Фоменко. Довелось ему поработать с Эльдаром Рязановым и Людмилой Гурченко (фильм «Старые клячи»), о чем сейчас вспоминает с благоговением. Снимался  у Аллы Суриковой, у Бахтиёра Худойназарова и у Владимира Машкова. Разумеется, отметился и в самом ярком телепроекте 90-х – новогодних «Старых песнях о главном». С телевидением вообще связан огромный отрезок жизни, появлялся во многих программах (в некоторых и в качестве ведущего), начиная с незабвенной «Оба-на!», где его шутки всегда были к месту и затем многократно тиражировались. То же самое, кстати, относится и к его знаменитым радиошуткам из программы «Русские гвозди» на «Русском радио». Кстати, один из грядущих проектов Николая Фоменко снова связан с радио, в июне он собирается запустить свою интернет-радиостанцию. 

Но всего этого ему показалось мало, и Фоменко заделался страстным автогонщиком, участвовал в соревнованиях, получал призы. Именно в тот период я брала у него интервью для одного журнала и помню, с каким увлечением он говорил обо всем, что связано с гонками. 

Так и хочется спросить универсала Николая Фоменко: как ему все удается и как он все успевает? А ответ прост: «Я никогда не занимался тем, что мне не нравилось, никогда принудительно не ходил на работу». Собственно говоря, в этой нехитрой формуле и заключается простой секрет успеха, счастья и комфорта. И к ней стоит прислушаться. 

Так же, как неплохо было бы, если б начинающие (да и действующие) журналисты прислушались к тем советам, которые Николай Фоменко также  озвучил на встрече со студентами. Вопрос о том, как журналистам надо общаться с своими собеседниками, как брать интервью, задала ему я. Уж кому, как не ему, говорить об этом, человеку, давшему за свою жизнь огромное количество интервью! «Я уже давно живу, поэтому с детства застал весь этот путь, как «вольный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую  шутку». Раньше выдающиеся журналисты были знаковые фигуры, которые могли себе позволить многое. Но в этом «позволить многое» всегда была культура. Журналистика – сдерживание внутреннего противоречия, тем более на бумаге. Надо знать, что за вами будет наблюдать и читать вас большое количество людей, и скорее всего вы повлияете на их мировосприятие. Самое важное на сегодняшний день – вернуть этой профессии глубину погружения. Не нужно верить тем людям, которые говорят: «Мы 24 часа в эфире, сегодня я разговаривал про автопром, потом разговаривал про пищевую, сейчас про бизнес, потом про последний спектакль, потом про фильм, потом про моду, извини, старик, я тут напутал, ну ничего страшного». Наша самая основная проблема, и к журналистам она относится в первую очередь, – иллюзия компетентности, это самое страшное. Пробежался по Гуглу, открыл два раза Википедию, и ты уже компетентен. А раньше у журналиста был месяц на знаковую итоговую подвальную статью, на интервью. Неважно с кем. Большая личность – это явление, к этой встрече надо готовиться. Например, приезжаешь на какой-нибудь форум или фестиваль, к которому готовились год, приходишь на пресс-конференцию, а тебя там спрашивают: «Вы любите собак?» Мне бы, конечно, хотелось, чтобы будущее поколение выдающихся людей сталкивалось с компетентной журналистикой».  

Пообщавшись с молодой аудиторией, Николай побежал дальше, забирать младшего сына из музыкальной школы. Из своей семейной жизни Фоменко тайны не делает: да, он четвертый раз женат, да, у него уже даже внуки есть, да, со всеми женами и детьми у него прекрасные отношения. Какие еще могут быть вопросы? Ах да, про патриотизм. На него он тоже отвечает честно и непафосно: «Для меня патриотизм – это семья».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
809
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
861
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1121
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
802

Другие новости