0
7659
Газета Интернет-версия

15.04.2016 00:01:00

Парфенов 18+

Тэги: леонид парфенов, фильм, трилогия, кино


леонид парфенов, фильм, трилогия, кино Леонид Парфенов перед пресс-показом в ЦДК. Фото Дениса Леонова

Имя Леонида Парфенова – как знак качества продукта. В преддверии пресс-показа его нового фильма «Русские евреи» ЦДК с просьбой аккредитации атаковали самые невероятные издания (я видела  всего троих «тематических» коллег, телекритиков). Центр документального кино выступает и дистрибьютором: трилогия «Русские евреи» стала первым проектом Леонида Парфенова, который покажут в кинотеатрах. Вчера в прокат вышел фильм первый – «Русские евреи. До революции».

Его-то нам и показали в ЦДК. Творцы – Леонид Парфенов и Сергей Нурмамед (режиссер-постановщик, оператор) – явились точно к назначенному  времени. Первым сказал слово генеральный директор фонда «Генезис» – о том, почему фонд решил поддержать фильм материально: «В мире больше трех миллионов русскоговорящих евреев, которые родились в СССР, – как они связаны, чем они связаны? Вы – первые его зрители на большом экране». А Леонид назвал все это предпоказом и предпремьерой – «…что называется, в нулевом варианте. Последнее советское поколение – последние, кто застал русских евреев, последующие просто не застали и не почувствовали… В истории России три народа особенно ярко проявились в культуре – немцы, евреи и грузины. Почему евреи выходили из своей еврейскости и становились русскими? История русских евреев последние 150 лет – это их выход в русскую карьеру, культуру, язык, вообще – в Россию и далее в мир». Еще Парфенов пообещал некие технологические новшества: «Мы вышли на новый рубеж и новую эстетику в спецэффектах».

Как только погас свет, зал грохнул: на белом экране маячили черные цифры 18+. И тут же сомлел от красот отеческих туманов и полей, снятых с высоты птичьего полета, на глазах перетекающих-трансформирующихся в географическую карту. «Поэт Смеляков поэту Антокольскому: «Здравствуй, Павел Егорыч, древнерусский еврей!»   Неплохой зачин. 

Далее – история. Киев, XI век, Жидовские ворота и еврейский квартал. У царя Алексея Михайловича лекарь – еврей. Анна Иоанновна повелевает евреев выслать: «От врагов христовых не желаю выгоды!» (Ой, заговоривший портрет, как в «Гарри Поттере»! Дальше – больше: что-то вроде объемных гравюр. Или это стилизованная анимация?)

На экране – типичное местечко, комментирует автор: «Скотину держат, землю не пашут. У них – своя особая еда, своя особая одежда, даже свои особые прически» (а вот здесь изображают шабат точно актеры, и уж не Машков ли в роли главы семейства?). Отдельный пассаж – о происхождении фамилий от названия местечек: Слуцкий (Слуцк), Шкловский (Шклов), Свердлов (Свердлы), Высоцкий (Высокое), Бродский (Броды). 

И тебе Плес с памятником Левитану (который, слава богу, не заговорил, а я опасалась), и тебе Ида Рубинштейн с танцем семи покрывал, в смысле актриса, ее изображающая, и портрет кисти Серова, на котором возлежащая в профиль Ида вдруг начинает поворачиваться, менять позы и обнаруживать грудь! 

Подробный и великолепный рассказ о «еврейской столице» – Одессе – и Леониде Утесове (Лазаре Вайсбейне). Хороша актерская сценка – весь из себя изящный и интеллигентный папа-Вайсбейн приходит в лавку к русскому мяснику – «шкафу» с соответствующей физиономией – и просит разрешения платить за его сынка («И за учение… и за завтраки… и за форму»): в коммерческую гимназию принимали 50% евреев, вот и приходилось брать на кошт русского ученика… Погром 1903 года в Кишиневе, погром 1905 года в Одессе, после которого писатель, поэт, журналист Владимир Жаботинский, друг детства и юности Корнея Чуковского, становится не только одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны, но и теоретиком и лидером мирового сионизма. (Интереснейшая историческая фигура, это он в Первую мировую создал еврейский легион Британской армии и много чего другого.) Дело Бейлиса – очень подробно по деталям и фактам, вся история от начала до конца представлена прямо-таки исчерпывающе. 

…Отвещали то ли с портретов, то ли с фотографий Плеве, Витте, царь Николай – зазвучал Столыпин: «Да вы знаете, в каких они условиях существуют? Если бы я существовал в таких условиях – может, и я бы стал бомбы бросать». Ко времени революции евреи оказались самыми крайними радикалами, делает вывод автор («Ваше преследование загнало нас в революцию»). Кстати, заговорил и Ильич – оказывается, в Разливе он прятался в шалаше не один, а вместе с Зиновьевым, после расстрела которого в 1936 году сей факт замалчивался. «В марте 1918 года отменены все еврейские запреты. Начинается новая история России – юдофильская на ближайшие 30 лет».

Очень полезный и интересный фильм – по информации, подробностям, постановке вопросов… Культпросвет высокого класса. Но как же отвлекал богатый зрительный ряд! Все время пытаешься понять – это хроника или анимация? Это хроника или актеры? И упускаешь что-то важное. Понятно, что до обладателей клипового мышления лучше доходит, но каково обладателям мышления нормального? Помнится, Малышева на вопрос, зачем она преподробнейше все разжевывает, ответила: ее учили, что массовый культпросвет надо снимать как для 11-летнего школьника с диагнозом «дибелизм». Вот не думала, что у Парфенова может быть что-то общее с Малышевой… 

Во время показа автор то выходил из зала, то возвращался в зал... Первое, о чем его спросили по окончании просмотра: почему не рассказал про истоки антисемитизма (и действительно, говорящий Горький с комментарием по делу Бейлиса был – отчего бы ему не озвучить свои слова, напечатанные в 1918 году в «Правде»: «Анисемитизм русского человека – это антисемитизм ленивой клячи»?), и надо ли понимать, что автора волновала идея ассимиляции, а не еврейства вообще? 

На что Парфеновым было отвечено, что это вообще не про евреев. Авторов больше всего интересовало то, как евреи становились русскими евреями – «Я мировое еврейство как-то не совсем чувствую. Ценнее не то, что Левитана дважды выселяли из Москвы, – ценнее то, что Левитан оказался более русским пейзажистом, чем Шишкин. Мандельштам более интересный поэт, чем Рубцов, хоть тресни, говорю как вологжанин». Тут со своим мнением выскочила я: мол,  на мой взгляд, говорящие портреты – это дурновкусие, и  зачем же так не уважать Серова – поворачивать натуру на его полотне? «Зачем-зачем… нет ответа, мы так видим. Затем, что статика на экране возможна 7 секунд», – раздраженно отозвался Парфенов. (Позднее я прочту в релизе слова ответственного за визуальные красоты Нурмамеда: «Специально для этого проекта мы придумали новую стилистику игровых реконструкций, которые могут быть то близкими к кинохронике, то превращать в экранные образы значимые для сюжета предметы, здания, человеческие силуэты. В фильме действуют десятки исторических лиц с их подлинными цитатами. Чтобы это были действительно свидетельства от первого лица, используется технология фейс-трекинга. Профессиональные актеры дарят голос, мимику и артикуляцию знаменитым портретам.) На вопрос, почему он не снимает о сегодняшней политике и идеологии, Парфенов показательно изумился: «Какая современная политика-идеология? Вы разве не знаете, кто победит на выборах? Мама, я вас умоляю, перестаньте хотеть пугаться!»

О дальнейшей судьбе и самоидентификации русских евреев в России и за ее пределами расскажут два следующих фильма трилогии (второй охватывает 30-летие, с 1918 по 1948 год, время советской юдофилии; третий – период после 1948 года, начала официальной юдофобии), которые почти готовы. Начавшийся в России с Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, прокат фильма планируется также в Израиле, Америке, Англии, Германии. 

По словам Леонида Парфенова, после проката возможен телеэфир на Первом канале.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1034
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1467
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1793
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1247

Другие новости