0
5262
Газета Интернет-версия

11.09.2015 00:01:00

Сладкое покорение Франции

Тэги: музей, париж, чай, кофе, шоколад


музей, париж, чай, кофе, шоколад Появившиеся в XVII веке чай, кофе и шоколад создали альтернативу спиртному и быстро покорили французских аристократов. Фото автора

Чай, кофе и горячий шоколад – неотъемлемая часть жизни современного горожанина. Но если задуматься – исчезни они сейчас, что бы стало будить нас утром, подбадривать днем и помогать создавать себе «сладкую жизнь» холодным осенним вечером? Тем не менее вплоть до XVII века растения, необходимые для приготовления этих напитков, были в Европе неизвестны.  

Музей Коньяк-Жэ в Париже решил проследить историю появления «экзотических» напитков во Франции, их путь от ценных дипломатических подарков, продуктов роскоши, снискавших большой успех среди аристократии и оказавших влияние на развитие фарфоровых мануфактур, до продуктов повседневного спроса.

Большое значение для распространения новых напитков имел Великий чайный путь, который проходил из Азии в Европу (по объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути). Шоколад везли из Мексики, а кофе – из Африки. 

Шоколад был впервые приобретен Карлом V Испанским в 1524 году, а в виде горячего напитка он распространился во французском дворе как следствие двух франко-испанских королевских браков (Людовика XIII и Анны Австрийской, Людовика XIV и Марии-Терезии). Первая партия какао-бобов с французских Антильских островов прибыла в Париж в 1679 году. 

История кофе начинается на Ближнем Востоке. Считается, что возбуждающий эффект от кофейного зерна впервые заметили в Эфиопии. Познакомил с кофе европейцев в Риме в 1626 году папский нунций Делла Балле, который отведал напиток в Иране. Французскому двору кофе представил в 1669 году посол Османской империи Сулейман Мустафа Ага. Он принес с собой зерна кофе на прием к королю. Когда его сварили и подали к столу, Людовик XIV пришел в такой восторг, что приказал подавать кофе каждый день к завтраку. 

Интересно, что меньше всего во Франции полюбили чай. Напиток, настоянный на листьях, был, пожалуй, самым непопулярным из появившейся в Европе экзотической троицы (первое место уверенно удерживал кофе и удерживает его до сих пор). Возможно, в этом виновата цена на чай – долгое время он был более дорогим напитком, чем кофе, поскольку кофейное производство целиком базировалось на дешевом рабском труде в «своих» колониях, а чай надо было покупать у Китая. 

Кармонтель. Маркиза Монтенсон, маркиза дю Крест и графиня де Дама. 1773. Музей Карнавале, Париж
Кармонтель. Маркиза Монтенсон, маркиза дю Крест и графиня де Дама. 1773. Музей Карнавале, Париж

Путь к сердцам и желудкам европейских потребителей был непрост. Внезапно выяснилось, что чай, кофе и шоколад создали альтернативу спиртному, которое традиционно употреблялось после обеда. Особенно доставалось кофе. Французский историк Жюль Мишле писал: «Кофе прикончил трактиры, позорные трактиры, где в царствование Людовика XIV буйствовала молодежь среди винных бочек и уличных девок... С тех пор как появился кофе, меньше раздавалось по ночам пьяных песен, меньше мужчин сваливалось в уличные канавы».

Торговцы элем и пивом стали терпеть убытки и всячески препятствовали распространению этого «сиропа из сажи». Гильдия виноторговцев подкупала духовенство, которое поддерживало их в борьбе с «турецким зельем» и в проповедях порочило кофе, предавая его анафеме и рассказывая, что оно дурно влияет на души христиан. Лекари и врачи тех времен пытались если не запретить, то хотя бы удержать своих пациентов от чрезмерного употребления кофе. Но все было напрасно. Новинка пришлась французам по вкусу, тем более что монархи, облагая экзотические напитки налогами и сборами, видели в нем источник пополнения казны.  

В XVIII веке горячий шоколад становится обязательным атрибутом утреннего ритуала для французской знати, кофе же лидирует у философов и политиков, которые ценят его за стимулирующие и бодрящие свойства. В конце XVII и в XVIII веке напитки наряду с другими модными экзотичными товарами считаются предметами роскоши. Для человека, пусть даже с небольшим достатком, приобретение кофе, чая или горячего шоколада становится актом самоутверждения, переходящим из модной необязательной прихоти в разряд престижного достоинства. 

На живописных полотнах, сопровождающих выставку, аристократические семьи в интерьерах размеренно пьют дорогое лакомство из изящных фарфоровых чашечек, что указывает и подчеркивает статус состоятельного человека.

 Новая мода была хорошо задокументирована художниками того времени. Вспомним хотя бы растиражированную «Шоколадницу» Лиотара. На выставке ее, правда, нет, зато в достатке натюрморты Жан-Батиста Симеона Шардена, картины Жан-Батиста Шарпантье («Семейство герцога Пентьевр» или «Чашка шоколада»), Франсуа Буше и Кармонтеля, чья нежная акварель «Маркиза Монтенсон, маркиза дю Крест и графиня де Дама пьют чай в саду» определена кураторами выставки как квинтэссенция любви аристократии к дорогому питью.

Появившиеся напитки потребовали другой посуды для их приготовления и сервировки стола, а также новых светских ритуалов. Королевское производство севрского фарфора, основанное в 1738 году при поддержке мадам де Помпадур, официальной фаворитки короля Людовика XV, быстро откликнулось на пожелания современников. На выставке представлены прекрасные образцы чашек и чайников, кофемолок и других предметов, необходимых для приготовления экзотических горячих напитков. В некоторых из них можно увидеть китайское влияние (например, чайник с рисунком дракона). Очень быстро французы адаптировали восточную посуду, добавив блюдца и приделав ручки к чашкам. Тому, как должны подаваться новые горячие напитки, придавалось большое значение, мода на них сопровождалась вниманием к манерам, разговору, этикету и утонченному поведению, таким образом, их популярность обусловила появление новых церемоний. Понадобилась и новая, легкая мебель, которая была бы адаптирована для кофейных домов (первый из них появился в Марселе в 1671 году), посещение которых было сродни посещению клубов в более поздние времена. За чашкой ароматного напитка узнавали свежие политические новости, обсуждали вопросы литературы и искусства.  Великая французская революция только на время остудила пыл поклонников кофе. Жители Парижа уже привыкли потреблять чуть ли не тонну кофе в год, ведь к концу XVIII века этот напиток подавали в доме каждого уважающего себя буржуа. Менялись правители Франции, а любовь к кофе только крепла. Известно, что юный Наполеон Бонапарт часто засиживался в модной кофейне «Прокоп». Став императором, Наполеон полюбил этот напиток еще больше. Ему приписывают слова: «Крепкий кофе меня воскрешает. Он приносит мне тепло, удивительную энергию и боль, в которой заключено удовольствие…» Надо ли говорить, что уже в XIX веке чай, кофе и шоколад употребляли повсеместно и чашечка ароматного напитка перестала быть чем-то экзотическим.

Париж-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
458
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
732
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
517
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
296

Другие новости