0
9084
Газета Интернет-версия

27.03.2015 00:01:00

Про неоскорбленные религиозные чувства

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: ярославль, театрльная премьера, тевье, новосибирск, танегейзер


ярославль, театрльная премьера, тевье, новосибирск, танегейзер Эта сцена в «Тангейзере» никого не оскорбила. Фото РИА Новости

В понедельник утром вернулся из Ярославля, где накануне вечером посмотрел премьеру «Тевье». Спектакль по Шолом-Алейхему поставил Михаил Теплицкий, в главной роли – звезда ярославской сцены Валерий Кириллов.

«Первый русский» – так теперь, в полном соответствии с исторической справедливостью, рекомендует себя театр, который носит имя Федора Волкова. Поставить на его сцене историю про молочника Тевье – эксперимент в своем роде. Вслед за Квашой из «Того самого Мюнхгаузена» могу повторить: не могу сказать, что это подвиг, но нечто героическое в этом есть. Ярославль – красивый русский город, театральный, однако же еврейской публики в нем вряд ли хватило бы и на один аншлаг, а тут – переполненный зал, три часа сидят, слушают, смеются, а в финале – плачут в едином порыве. И выходят из зала счастливые, утирая слезы.

Тевье – герой по нынешним временам опасный. Он – и у Шолом-Алейхема так – все время ведет беседы с Богом, неторопливые, часто – бытовые разговоры, впрочем, чем дальше, тем больше поднимаясь до вопросов почти карамазовских, сближающих Шолом-Алейхема с Достоевским. Главное в рассказах о Тевье – эти его разговоры, Тевье – протагонист, а спектакль, несмотря на многочисленные диалоги и даже массовые сцены, это непрекращающийся монолог героя, его разговор с Богом и с самим собою. От бесед с Ним Самим молочник Тевье совершенно естественно, безо всяких пауз, переходит к спорам с родными или со своей коровой, той самой, которую потом отказывается продать Лейзеру-мяснику, рядом с которым, великаном, Тевье выглядит крошкой, ребенком, однако же не теряющим чувства собственного достоинства. «Не перебивай, холера тебя возьми!» – и так он это нежно говорит, обращаясь к корове, с таким теплым чувством.

В этой премьере Волковского театра, есть, на мой взгляд, кое-какие странные моменты, очень даже странные, имея в виду, что спектакль ставил режиссер, приехавший из Израиля: Тевье то и дело валится на колени. Я вспомнил, в какое ЧП много лет назад превратился финал «Поминальной молитвы» в «Ленкоме», где Марк Захаров единственный раз – этаким приветом от театра (они так и объясняли это, что, мол, это уже не Тевье, а актер Евгений Леонов!) – поставил Тевье–Леонова на колени. Среди публики ярославской премьеры этот пластический жест, кажется, никого не удивил, тем более – не вызвал протеста. Но это уже – деталь, главное – успех, совершенно очевидный, ну и контекст – ведь действие происходит в Украине: смысл всей истории в том, что мы разные, конечно, но бить друг друга по этой причине точно не стоит, даже евреев бить не надо. Имея в распоряжении хорошо тренированную труппу, режиссер «подвигает» спектакль в сторону мюзикла, где разговорные сцены перебиваются и продолжаются танцевальными выходами кордебалета, составленного из драматических актеров. Кириллов «не давит» на еврейство, как вообще этот спектакль – в оформлении, в манере игры – не перегружен фольклорно-национальными деталями. Чуть-чуть – в интонациях плюс – как знак сферы деятельность главного героя – сцена уставлена знакомыми молочными бидонами, кроме которых ничего и нет. Бидоны «отбиваются» за все, что нужно по ходу истории, чем дальше – тем более драматичной.

Молочник Тевье (Валерий Кириллов), взвалив на плечи бидон, будто репинский бурлак на Волге, идет навстречу вернувшейся в дом дочери.	Фото Татьяны Кучариной со страницы Театра им. Волкова в социальной сети Facebook
Молочник Тевье (Валерий Кириллов), взвалив на плечи бидон, будто репинский бурлак на Волге, идет навстречу вернувшейся в дом дочери. Фото Татьяны Кучариной со страницы Театра им. Волкова в социальной сети Facebook

Из ударов бидонов друг о друга выходит музыка, точно так же как в свадьбе с бедным портным музыка получается из ударов стаканов о ладонь и катания тех же стаканов по столешнице, положенной на выстроенные в ряд молочные бидоны. Ловко выходит.

Валерий Кириллов – большой актер, которого местная публика привыкла видеть не только на сцене, но и непременным ведущим всех важных торжеств и церемоний, и тут, судя по отзывам зрителей, он едва ли не впервые играет роль с такими вот трагическими интонациями. Играет сильно, как я уже сказал, трогая до слез. В финале эта самая трагедия обозначена проливающимся молоком – очень это красиво придумано: из алюминиевых бидонов вырываются длинные ленты белой ткани и, ухватившись за концы этих «молочных рек», Тевье, взвалив их на плечи, как репинские бурлаки на Волге, идет навстречу вернувшейся в дом дочери. Зачем он то и дело становится на колени, я так и не понял. Зря, по-моему, никому – ни Тевье, ни даже публике – это не нужно. Публика и так влюбляется в героя Кириллова, он ей и без этого с самого начала сильно симпатичен. А уж как ему сочувствуют в его горе! Даже когда одна из дочерей, Хава (Александра Чилин-Гири) уходит из дома к русскому мужу и принимает православие. Казалось бы – вот он, повод для радости. Я сразу вспомнил, как однажды ходил по этажам Глазуновской академии, слушал рассказы о выдающихся учениках и в конце концов осторожно поинтересовался: «Простите, а не православные учащиеся у вас бывают?» – «Да, была одна девочка, татарочка, на четвертом курсе крестилась».

И вот какой в этой ярославской театральной истории имеется нюанс: этим театром, ярославским, имени Волкова, до недавнего времени руководил Борис Михайлович Мездрич, который сегодня оказался в центре новосибирской истории с «Тангейзером», поскольку в последние годы снова служит директором Новосибирского академического театра оперы и балета. Мездрич – вообще из знаменитых в России театральных директоров, можно сказать, фигура легендарная, но в историю попадает не впервые. Ярославль он покинул тогда со скандалом, причем протесты против него, публиковавшиеся в газетах, носили часто откровенный антисемитский оттенок. И вот прошло совсем немного времени, и вышел «Тевье». И – полный зал, билеты проданы на несколько спектаклей вперед.

Хотя, если на минуточку вернуться к «Тангейзеру» и истории в Новосибирске, почему-то в комментариях редко кто вспомнит о том, что с религиозными чувствами все не так уж просто.  Представьте себе, как оскорбительно все, что произносится в православной или католической церкви для верующего еврея. Но ведь никому в голову не приходит протестовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2038
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4115
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3146
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2595

Другие новости