0
7446
Газета Интернет-версия

23.01.2015 00:01:00

Герои и монстры пассажирской мифологии

Велимир Разуваев
Заместитель заведующего отдела политики "Независимой газеты"

Об авторе: Велимир Владимирович Разуваев – заместитель заведующего отделом политики «НГ».

Тэги: транспорт, пассажиры, равенство, апартеид, мартин лютер кинг


транспорт, пассажиры, равенство, апартеид, мартин лютер кинг Удача – важный вопрос при выживании в транспорте.

С недавних пор я стал считать, что ненависть – слишком сильное негативное чувство, одурманивающее разум, а потому от нее лучше отказаться целиком. Соответственно не осталось и людей, которых я бы ненавидел. За исключением, пожалуй, одного парня, который более 20 лет назад запретил мне кататься на детском электромобиле. Бабушка, которая привела меня в парк и вежливо попросила у кассира билет на аттракцион, была вне себя от отказа, а я, впервые столкнувшись с возрастной дискриминацией, испытал чувство какой-то неполноценности. Десятилетия сделали свое дело: я не обзавелся правами и автомобилем, не читаю журналов о машинах и не пускаю слюни при виде Ferrari. Но я стал целостен и не обманываюсь более: мне теперь доподлинно известно, кто я.

Я пассажир.

Раз в час желтый пузатый автобус – он был широк, неуклюж, медлителен, но по-своему мил, потому и говорю о лишнем весе – подъезжал к поселку Челюскинский. В будни его редко кто ждал – добраться до Москвы было проще через Мытищи, а туда ходили электрички и одна маршрутка. Да и стоять в пробках на Волковском или Осташковском шоссе никому, наверное, кроме меня, было не по нраву. Тем не менее я был верным пассажиром, который ждал и уже заранее знал, какую книгу будет читать в пути, какую будет слушать музыку и какие думать мысли. Я верил в то, что автобус доберется до места назначения, поднимаясь в салон, подавлял притаившиеся в глубине души ненависть и разочарование, и моя вера и мой буддизм рождали во мне наивность.

Наивность – то же, что и естественность или натуральность – качество более чем полезное в нашем изощренном мире. Вернее было бы сказать, что полезным скорее является изображение наивности; мало о ком из пассажиров столичной подземки можно сказать: «О, этот парень – пассажир со стажем». Тем не менее почти все, кто спускается в метро или садится в автобус, троллейбус и трамвай, – опытные пассажиры, при входе в любой из видов транспорта надевающие маски наивности. Мы твердо верим в безопасность поездов, в профессиональные качества водителей, машинистов и правоохранителей, в надежность металлов, сплавов и конструкций. Наконец, в собственную карму. В причитающуюся нам удачу. Вера и наивность позволяют не сходить с ума в лязгающих и грохочущих стальных чудовищах, переваривающих нас после завтрака, обеда и ужина.

Подъезжая к Волковскому кладбищу, желтый пузатый автобус останавливался в пробке: подмосковные жители и в будни не прочь закупаться в местных торговых центрах. Тут я открывал свой дневник. Львиная доля записей в нем начинается со слов: «Какой-то мужик сегодня в метро…» Далее вариации: на коленях умолял свою женщину о прощении, с одухотворенным видом бил кого-то, в подпитии уподоблялся Пизанской башне, просил денег добраться домой в Челябинск… Мне кажется, количество подобных записей со времен школы перевалило за тысячу, и теперь я точно понимаю, что «какой-то мужик» – это не кто иной, как я сам, мое отражение, всего лишь собирательный образ и абстракция.

Пассажирское равенство появилось не сразу.	Фото Reuters
Пассажирское равенство появилось не сразу. Фото Reuters

Пассажир – это абстрактное понятие. У него не может быть цвета кожи, он говорит на интернациональном языке. Транспорт – это определенный вид социального равенства, где значение в первую очередь имеют твои размеры и воспитание. Транспортные революции шли следом за политическими, экономическими и социальными. Пассажирский протест – это почти 400 дней «Ходьбы во имя свободы». Так называлась акция, инициированная Мартином Лютером Кингом против расовой сегрегации в общественном транспорте – белым принадлежали первые четыре ряда автобуса, чернокожим – все последующие. (С необходимостью уступить место, если первые четыре ряда заняты.) Со времен изобретения колеса главный вопрос – кому оно будет принадлежать? Абстрактный наивный пассажир – лучший из всех возможных обладателей.

На одной из страниц дневника – воспоминания о школьных годах. Я тогда почему-то очень любил красные автобусы. В то же время мои одноклассники прекрасно разбирались в машинах. Уже учась в университетах, практически все они купили себе авто. Это, наверное, определенная мужская культура, все из детства, когда мы игрались в машинки. Как-то я слышал об одном исследовании на тему самых сексуальных спортсменов. Так вот – ими оказались гонщики, герои женской мифологии. Видимо, тут что-то от противопоставления ролей – если ты не рулишь жизнью, твоей жизнью рулит кто-то еще. Если треть своей жизни мы проводим во сне, то еще одну треть – в транспорте. Итого для свободы остается всего лишь последняя треть, но ее мы уделяем работе. «Крутая тачка» как символ успеха и свободы – это порой лишь оправдание и компенсация за – как правило – впустую проведенное время.

У пассажирской мифологии есть свои герои. Запись-наблюдение на странице с пятном от кофе. Переполненная электричка. Станция. Двери открываются. Дурно пахнущая бездомная входит со словами: «Расступись, грязь, – говно плывет». Остроумие павших на дно – реакция на беззащитность. А о здравости общества стоит судить в первую очередь по тому, как в нем относятся к беззащитным. Тут еще важно – кто должен к ним хорошо или плохо относиться.

«Две вещи, в которых человечество нуждается больше всего, – это социализм и мир, но обе противоречат интересам наиболее могущественных людей нашего времени», – писал Бертран Рассел в «Происхождении фашизма». Водитель даже элитного авто,– не более чем переходный статус, который рядового пассажира вовсе не пугает. Элитные пассажиры, попадающие в аварии лишь по случайности или вследствие исполнения заказа на убийство, говорящие о надежности транспорта и повышении цен на него исходя из инфляции и роста зарплат (в 98-м билет на метро стоил два рубля), – вот кто страшен. Монстры на страницах пассажирской мифологии.

Притеснение, разделение, формирование общественно-транспортного мнения, сегрегация, апартеид, технические аварии – это не столько следствие того, что элитные пассажиры принимают неверные политические, управленческие или строительные решения, сколько следствие того, что сами они пользуются другими маршрутами. Ромен Гари в свое время возмущался тем, что за еду приходится платить. Следовало бы продолжить мысль до несправедливости цен на проезд. Обязанность государства – обеспечение безопасности населения. Но аварии на общественном транспорте по-прежнему уносят достаточно жизней. Какая разница, кто тебя убивает?

Вот, пожалуй, что вызывает ненависть. Конечная. Я недалеко от станции метро «Бабушкинская». Не сделав ни одной записи, закрываю дневник и выхожу. Автобус трогается дальше. Спасибо, что довез. Можно немного позлиться: цены на транспорт с нового года выросли. Водитель ехал слишком быстро. Автобус старый. Как всегда – немного страшно. В метро отпустит. Или нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
693
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
907
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
748
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
608

Другие новости