0
11952
Газета Интернет-версия

26.12.2014 00:01:00

Русский театр в охваченной майданом украинской столице

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: киев, театр, репертуар, михаил резникович


киев, театр, репертуар, михаил резникович Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки в месяц играет 70 спектаклей. В это трудно поверить, но это так. Фото с сайта www.wikipedia.org

Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки в месяц играет 70 спектаклей. В это трудно поверить, но это так – держу в руках репертуар на ноябрь, считаю, получается 70. В театре две сцены, в будни играют один-два спектакля, по субботам и воскресеньям – по четыре в день, два утром, два вечером. Сегодняшние будни украинского театра – наше завтра, поскольку это у нас со страхом ждут, что бюджетных денег не будет хватать на оплату коммунальных расходов, а на премьеры, о ужас, уже перестали давать или почти не дают. Или – дают очень мало. В Киеве, как и в остальной Украине, уже лет 10 не дают ни на премьеры, ни на коммуналку, бюджетные деньги – исключительно на зарплату, остальное театр должен зарабатывать сам. «Вот тут и вертись», как говорит у Чехова Медведенко. Театр и вертится. 

Михаил Резникович уверенной рукой правит своим театральным кораблем третье десятилетие (20 лет исполнилось как раз в этом году!), пережил одну оранжевую революцию, а теперь и вторую. Рассказали мне такую легенду: в дни нынешнего противостояния какие-то горячие головы попытались скинуть худрука, нашли для этого какие-то необходимые политические причины, но тут кто-то из новых революционных руководителей пришел в театр на спектакль, посвященный юбилею Шевченко, идущий одновременно и на русском, и на украинском языках, проникся и понял, что такой театр пригодится и новой Украине. Разумно. «Везде один…» – так называется этот спектакль, по строчке из письма поэта, в котором Тараса Шевченко играют два актера, Петр Панчук – из украинского Театра им. Ивана Франко, «украинец», и свой, из труппы Леси Украинки, – Виктор Алдошин. Драма получается экзистенциальная, в трагедии Шевченко виноватых нет, тем дороже тишина переполненного зала на протяжении почти двух часов, без антракта.

Объявление у кассы музея.	Фото автора
Объявление у кассы музея. Фото автора

Уроки Театра Леси Украинки, даже еще точнее сказать – уроки Резниковича, мне кажется, были бы полезны многим нашим театрам. Есть у них в репертуаре, кстати, и «№ 13», и «Слишком женатый таксист» того же Рея Куни. Но если ты почти не получаешь бюджетных денег, такие названия в репертуаре понятны, – странно, когда такой же репертуар играют наши театры, получающие в год из государственной казны по 250–300 млн руб., а то и еще побольше. Тем более что кроме Куни, Альдо Николаи и Птушкиной в афише театра «Доходное место» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Нахлебник» Тургенева. 

Знавший хорошо Товстоногова, работавший рядом с ним, Резникович посвятил «Нахлебника» памяти своего учителя. Театр, много лет сотрудничавший с великим нашим художником Давидом Боровским (собственно, отсюда, из Киева, и началась его жизнь в искусстве) знает толк в оформлении сцены. И здесь, в «Нахлебнике», размах какой-то въездной арки сочетается со скромностью стола, за которым происходит знаменитое в этой пьесе спаивание Кузовкина, которого играет Виктор Алдошин, играет трогательно, смешно и печально, сентиментально, но не поверхностно, имея в виду, что сентиментальность – чувство легкое, редко глубокое. 

Известно, что Тургенев писал своего «Нахлебника» для Михаила Семеновича Щепкина, и хотя среди ныне живущих никто не видел игру Щепкина, этого сравнения не избежать. Надо соответствовать, надо проникнуться глубиной этих странных, противоречивых настроений и чувств, и Алдошину это удается вполне. Он доигрывает до слез, до слез в зале. И все в этой истории – понятны, все узнаваемы. И новый чиновник Елецкий, боящийся случайным семейным сюжетом испортить карьеру (его играет Олег Замятин), и его жена (Анна Артеменко), эти мужние резоны понимающая и принимающая, и Кузовкин, чье человеческое достоинство так живописно унижают на наших и на их глазах. 

В эпоху революционных потрясений говорить о человеческом достоинстве – для этого нужна особая если не смелость, то твердость духа. Когда гибнут, всерьез гибнут люди, рушатся репутации, в обществе происходят тектонические сдвиги, не каждый вспомнит о достоинстве одного, маленького человека. Хотя, с другой стороны, многие революции происходят именно тогда, когда человек вдруг осознает свою униженность. Осознает вдруг, хотя прежде привычно веселил старого барина. Вдруг осознает и – бунтует.  

Резникович на бунтаря совсем не похож. Лишних движений не делает и сам говорит негромко. Громко говорят у него актеры на сцене. Громко – и  с редкой по нынешним временам чистотой русской речи, такой в Москве сегодня не услышишь, увы, у молодых актеров такой нет и в Малом театре, который привык славиться правильностью и красотой слова. А в Киеве говорят по-русски красиво. 

Когда я засобирался в Киев – ехал как раз в Театр Леси Украинки, пригласили посмотреть их новые спектакли, – не только знакомые, даже некоторые родственники чуть ли не отговаривали, все задавали один вопрос: «Не боишься?» Честно говоря, я не особенно понимал, чего именно бояться, хотя буквально накануне знакомая проинструктировала строго: на границе ни в коем случае не скажи там никому, что ты – журналист, для них это как красная тряпка… Я никому и не сказал. И хотя пока собирался, ничего не боялся, выйдя из аэропорта, стал машинально оглядываться по сторонам, в поисках чего-то ужасного, что могло бы меня напугать. В этих поисках дошел до майдана, где как раз отмечали 10-летие майдана прежнего, старого, оранжевого. К вечеру толпа сжалась, на площади проходило сразу два митинга, один – поофициальнее, с выложенным из свечей огромным украинским гербом-трезубцем, другой – постихийнее, но и тот и другой, конечно, за Украину. Мы вышли с сыном на площадь в тот самый момент, когда толпа начала скандировать, «Россия, мы с тобой!» Я, вероятно, инстинктивно, искал приметы антирусской политики. И – не находил. Все, с кем приходилось разговаривать, казалось, нарочно пытаются дать понять, что способны разделить войну, которая идет на Востоке, с теми русскими, которые продолжают приезжать в Киев. Театр полон, русская речь звучит на каждом шагу, на заданный по-русски вопрос ответить могут и по-русски, и по-украински, но в любом случае – очень доброжелательно. В большом супермаркете наткнулся на большую стойку с кошерными продуктами. При всей любви к евреям в России и известной нам по телепередачам нелюбви к ним в сегодняшней Украине, в Москве таких отделов мне видеть не доводилось. 

Но о войне не дают забыть: в нескольких местах Киева – «стены плача», вывешенные портреты погибших солдат, их уже больше 4000, а на улице Институтской, где в нескольких местах уже появились рукодельные новые названия – улица Небесной сотни, цветы и венки лежат на каждом шагу, движение транспорта закрыто с двух сторон, и улица превратилась в одну из новых городских достопримечательностей, в место туристического паломничества.

В выходные, кстати, и Крещатик закрывают для автомобилей, и можно гулять с одной стороны улицы на другую. Сколько хочешь. Митингуй – не хочу.

А в театре, по пути в зрительный зал, сталкиваешься с Давидом Боровским, глаза в глаза, – это выставка, посвященная недавнему юбилею художника. Она развернута в фойе, сделана со вкусом, даже с изысканностью. И посвящена тем спектаклям, которые Боровский успел сделать здесь, в родном Киеве. С Резниковичем. Эскизы костюмов, сами костюмы, детали сценических интерьеров, в которых с удовольствием фотографируются в антракте зрительницы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
673
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
865
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
720
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
587

Другие новости