Идеалист Джеймс Гордон (Бен Маккензи) с трудом уживается со старшим напарником Харви Баллоком (Донал Лог, на первом плане). Кадр из сериала
Мрачные улочки Готэма – готичной версии Нью-Йорка (точнее – непролазных трущоб «Большого яблока»). После просмотра какого-то дурацкого фильма в темный закоулок со стройными рядами помоек по краям сворачивает семейство Уэйнов – блестящая жемчужным ожерельем мать, представительный отец с массивной челюстью и маленький, но строгий юноша Брюс (Дэвид Мазоуз).
Из тени выступает неизвестный с повязкой на лице и при огнестрельном оружии, для проформы требует деньги и драгоценности, а затем укладывает на месте чету Уэйнов и трусцой скрывается в неизвестном направлении. Вскоре на месте преступления будут толпиться и недоумевать полицейские, среди прочих – детективы: тертый калач Харви Баллок (Донал Лог) и его напарник-идеалист Джеймс Гордон (истинный техасец Бен Маккензи). За стандартной полицейской процедурой с пожарной лестницы наблюдает будущая Женщина-кошка Селина Кайл (Камрен Бикондова), бездомная по кличке Кошка с модельной внешностью куклы Барби, которую украли инопланетяне. Она видела лицо убийцы, но предусмотрительно не планирует ни с кем делиться этой информацией до поры до времени. Гордон обещает Брюсу найти негодяев и передоверяет юного Уэйна в надежные руки дворецкого Альфреда (Шон Пертуи), а сам продолжает знакомство с местным криминалитетом в лице разного сброда и Фиш Муни (Джада Пинкетт Смит), роковой женщины Готэма, близкой к верхушке мафиозного айсберга.
В этом году широко праздновалось 75-летие Темного рыцаря – супергероя без особых способностей, но с достойным Тони Старка капиталом, недюжинным интеллектом, хорошей физической подготовкой и минимум двумя глубокими детскими травмами (одна – смерть родителей, другая – страх перед летучими мышами). Бэтмен – наравне с Суперменом – самый известный супергерой издательства DC, а заодно пока единственный обладатель успешной кинофраншизы (после в меру любопытных, в меру проходных дилогий от Тима Бертона и Джоэла Шумахера кассового успеха достигла трилогия Кристофера Нолана). Вышедший аккурат к красивой дате сериал «Готэм» предлагает познакомиться с культовыми и не очень персонажами в их отрочестве и юности, а также в еще далеком до седин возрасте.
Поначалу детище Бруно Хеллера старательно притворяется стандартным полицейским процедуралом, где плохой (Харви Баллок) и хороший (Джеймс Гордон) копы исследуют ужасы города Готэма, мимоходом общаясь с важными для вселенной комикса персонажами.
Гордон утешает осиротевшего Брюса Уэйна, будущего Бэтмена, волочит к краю деревянного мостика рыдающего Освальда Кобблпота (Робин Тейлор), будущего злодея Пингвина, выслушивает безумные тирады полицейского эксперта по баллистике Ричарда Нигмы (Кори Майкл Смит), будущего Загадочника/Риддлера, наконец, оказывается вовлечен во внутрицеховую конфронтацию с Рене Монтойей (Виктория Картагена), детективом-лесбиянкой и будущей супергероиней по прозвищу Вопрос. Не сюжетные линии, а сплошной фансервис, призванный отвлечь поклонников Бэтмена от многочисленных проблем сериала.
Джеймс Гордон (Бен Маккензи) утешает будущего
Бэтмена (Дэвид Мазоуз), обещая найти убийцу его родителей. |
Стремящийся к реализму массивный и эффектный, как новехонький ледокол, Бэтмен Нолана, эпическая, готовая сотрясти взмахом руки небо, комикс-франшиза студии Marvel (прародительницы «Железного человека» и «Мстителей») и ироничный и абсолютно подростковый «Новый Человек-паук» Марка Уэбба. Со времен первого «Человека-паука» Сэма Рэйми, когда супергеройский костюм походил на пижаму, сюжет – на пережеванную множество раз сказку про рыцаря, а из спецэффектов только не выкатывались шарики нафталина, индустрия ушагала далеко вперед, но «Готэм», не стесняющийся лесбийских намеков и даже крови, веяния времени игнорирует напрочь. Зато в программе заламывание рук, насупившиеся лица и приходящие в последнюю секунду спасители. Апофеозом этого бала клише становится сцена с падающим на колени ребенком, обращающимся во всю силу детских легких к несправедливому провидению с криком «Нет!»
Мифология Бэтмена прячется где-то в тени, вместе с Кошкой, неправдоподобно смазливой для бродяжки, и лишь обещает выйти на авансцену в назначенный час, называя сакральные места и прозвища «Аркхэм», «Пингвин», «Кукловод» (а на горизонте – Джокер, Ядовитый плющ и многие другие). Сценаристы жонглируют персонажами, на первых порах отдавая предпочтение Гордону и Кобблпоту, но, кажется, сами не понимают, зачем в их полицейской драме про неистребимое зло большого города нужен Бэтмен и прочие герои комикса. Вдвойне иронично, что в титрах числится Фрэнк Миллер, написавший «Город грехов» (нуар, в общем-то, на ту же тему) и канонический комикс о становлении Брюса Уэйна – «Бэтмен: Год первый», где Темный рыцарь обзаводится фирменными тенями, внутренними демонами и по полной программе успевает понюхать пороху на улицах Готэма.
Роковая женщина Готэма Фиш Муни
(Джада Пинкетт Смит). Кадры из сериала |
Сериал же Бруно Хеллера даже в рамке процедурала выглядит не лучшим образом, напоминая плохого актера, который приходит на съемочную площадку нового фильма с пахнущими прошлогодним потом штампами. Незамысловатые сюжеты, рассчитанные на один эпизод, пока не складываются в общую историю, а очевидные сквозные мотивы вроде становления юного Уэйна или прекрасного стремления Гордона заставить полицейских вынуть взятки из карманов и начать работать остаются в эмбриональной стадии. Не хватает сериалу и изобразительной находчивости. Сами за себя говорят «перебивки»: движущаяся то справа налево, то в обратную сторону камера показывает навевающее скуку «лицо» Готэма, по чьим улицам ходят убийцы, отчаявшиеся борцы за справедливость, продажные судьи, бездомные дети, крепко сколоченные бандиты и прочие граждане. «Готэм – город возможностей», – по-отечески говорит Освальду Кобблпоту глава мафиозного клана Марони (Дэвид Зайас). Жаль, что создатели сериала этими возможностями пока не воспользовались.