0
4673
Газета Интернет-версия

05.09.2014 00:01:00

Мифическое зеркало действительности

Тэги: попарт, выставка, испания, мадрид


поп-арт, выставка, испания, мадрид Поп-арт часто цитировал шедевры мирового искусства. Так Энди Уорхол преобразил Венеру Боттичелли. Фото предоставлено пресс-службой Музея Тиссена-Борнемисы

«Поп-арт – популярный, мимолетный, остроумный, быстрозабываемый, сексуальный, молодой», – заявил как-то один из родоначальников этого неоднозначного, но бесспорно самого громкого направления в искусстве 1950–60-х годов Ричард Гамильтон. Увидеть «Мифы поп-арта» и лично дать определение работам стиля, взорвавшего арт-сцену середины прошлого века, можно в мадридском Музее Тиссена-Борнемисы.

«Мифическая» выставка – первая за последние 20 лет подобная экспозиция в испанской столице, охватывающая весь период существования поп-арта. Третий по значимости музей в городе после Прадо и Центра искусств королевы Софии собрал в своих стенах работы не только из своей огромной коллекции (до 1993 года он был крупнейшей частной картинной галереей мира), но и из других стран. В испанскую столицу привезли полотна из Национальной галереи искусства в Вашингтоне, лондонской Тейт Модерн, а также из собрания семьи нью-йоркских предпринимателей и арт-дилеров Муграби, чья частная коллекция Энди Уорхола – первая в мире по числу произведений. 

Столь серьезный подход к подготовке выставки не случаен. По словам Палома Аларко, куратора выставки и руководителя отдела по вопросам сохранения современной живописи музея, выстроенная им экспозиция направлена на то, чтобы пересмотреть мифы, традиционно определяющие поп-арт. 

«Наша цель – показать, что мистические изображения поп-арта, их обманчивая поверхностность и банальность, скрывают ироничное и сокрушающее восприятие действительности, код, который до сих пор встречается в искусстве наших дней», – говорит Аларко. Поэтому и все десятки творений поп-художников нетрадиционно разделили по этим «кодам». 

Здесь нет ни хронологического, ни географического критериев при объединении работ в залах. Куратор распределил десятки произведений, основываясь на том, какие темы и объекты общественной жизни выбирали художники поп-арта и каким образом авторы двух континентов их транслировали аудитории. 

Организаторам выставки удалось выделить восемь разделов-кодов: «Коллаж, реклама и комиксы», «Эмблемы», «Мифы», «Портреты», «Пейзажи, интерьеры, натюрморты», «Городская эротика», «Живопись истории» и «Искусство об искусстве». Разделы «Портреты» и «Эмблемы» представлены весьма обширно, демонстрируя знаковые работы наиболее известных мастеров выбранных тематик. Другие, например «Пейзажи, интерьеры, натюрморты», по сути, сочетают в себе несочетаемое. 

Художники стремились использовать в своих работах изображения и предметы, заполонившие общество через витрины и медиа.	Фото предоставлено пресс-службой Музея Тиссена-Борнемисы
Художники стремились использовать в
своих работах изображения и предметы,
заполонившие общество через витрины
и медиа.
Фото предоставлено
пресс-службой Музея Тиссена-Борнемисы

В результате часть залов действительно, как и задумывалось, помогают посетителям по-новому взглянуть на живописную и скульптурную сторону поп-арта. В других залах кураторы пытаются найти хоть какой-то принцип для объединения весьма разномастных и различных по характеру работ. 

Однако сами художественные произведения и масштаб выставки во многом компенсируют слабые стороны экспозиции. Среди представленных художников – Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Том Вессельман, Герхард Рихтер и один из родоначальников поп-арта Ричард Гамильтон, давший стилю то лаконичное и броское, как сам стиль, определение. 

Знаковые работы-символы периода поп-арта в искусстве – практически на каждой стене, начиная с первого зала. Так, представленный в экспозиции знаменитый коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» с вырезками из глянцевых журналов в 1956 году стала одной из первых «бомб», взорвавших мир искусства и высмеявших общество потребления. Молодые художники 1950–1960-х годов стремились показать свое неприятие абстрактного искусства, на их взгляд, столь далекого от реального изображения жизни общества. Стремясь не видоизменить картину мира на своих полотнах, а стать буквально ее зеркалом, они использовали в работах изображения и предметы, в те годы заполонившие общество через витрины и медиа: банки пива или кока-колы, глянцевые издания, шины или вывески. Наиболее известные символы такого «зеркального» взгляда на мир из представленных – «Рождение Венеры» Энди Уорхола, «Женщина в ванной» Роя Лихтенштейна, «Натюрморт № 34» Тома Вессельмана. И на этом список работ не заканчивается. Поп-арт виден здесь во всем многообразии: с момента своего возникновения в 1950-х годах в Великобритании до своего расцвета в середине 1960-х годов в США. 

Распространяясь по континентам, влияние именитых британских и американских художников не могло не отразиться на арт-среде других стран. 

Работы европейских авторов доказывают стремительность роста популярности нового стиля в искусстве, быстро завладевшего вниманием общественности. Одно из наиболее актуальных для самого Мадрида доказательств этого факта – менее растиражированное в мире творчество испанской группы «Equipo Cronica». Их «Гостиная» 1970 года заканчивает экспозицию, отражая взгляд испанских художников на знаменитые «Менины» Диего Веласкеса через призму франкистского периода. 

Таким образом, экспозиция завершается полотном, на котором то самое задуманное изначально «зеркало» реальности уходит далеко в прошлое, смешиваясь с историей и едва не превращаясь в кривое.

Мадрид–Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
137
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1164
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1609
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1192

Другие новости