0
3739
Газета Интернет-версия

23.05.2014 00:01:05

Искусство легкомысленной эпохи

Тэги: музей, выставка, графика


музей, выставка, графика Гравюры эпохи рококо запечатлели счастливый иллюзорный мир, полный приключений и любовных авантюр. Фото ИТАР-ТАСС

Музей на Волхонке впервые показывает одну из центральных частей своей коллекции французской графики XVIII века, позволяя зрителю увидеть прекрасное время забав самой элегантной и легкомысленной эпохи – рококо. Коллекция, к слову, сформировалась благодаря перешедшим в музей нескольким выдающимся русским дореволюционным собраниям графики графов Бобринских, князей Барятинских и купцов Басниных. 

Экспозиция подтверждает мнение, что именно графика  по-настоящему раскрывает это время и его героев – французское общество «хорошего тона», искавшее утонченные радости жизни. 

Если вам дороги искусство Франции, книга «Опасные связи» Шодерло де Лакло и история моды, то пропустить эту выставку нельзя. Небольшая, казалось бы, экспозиция из 60 работ разделена на пять подразделов, каждый из которых подробно освещает эту удивительную жизнь XVIII века – от утреннего туалета до свидания под луной в садах Тюильри, от зимнего сезона в городе до летних радостей в поместье. 

Из «галантного» мира изгнаны горе, страсти, лишения, заботы. Даже к больной приходит исключительно «галантный» хирург, нежно берущий мать семейства за ручку, томно глядя ей в глаза. А круглолицые пастушки и пастушки не пекутся о своих стадах, которые воспитанно гуляют вокруг, и никогда не испортят свои дорогостоящие наряды объятиями на траве. 

Куратор выставки Наталья Веденеева проводит параллель с современной «гламурной» фотографией, которой также неведомы законы будней. Но если на модной съемке «искусственность» модели и антуража становится искусством лишь на итоговом отпечатке, то галантные кавалеры и дамы XVIII века, видимо, не разделяли жизнь и игру, делая и то и другое искусством. Не только короли и королевы не сходили с подмостков, от публичных родов до заранее распланированных похорон. В своей другой, более камерной жизни их подданные также разыгрывали непрекращающийся спектакль, зная наперед мизансцены и роли. 

Большая часть экспонированных работ – гравированные репродукции полотен и рисунков ключевых живописцев рококо – Буше, Фрагонара, Ватто, Ланкре. Авторы гравюр – ведущие мастера своей эпохи Николя Делоне, Мишель Моро Младший, Франсуа Антуан Авелин, Антуан-Жак Дюкло, Никола-Бернар Леписье, которые менее известны сегодня. По словам Натальи Веденеевой, именно их высочайшее мастерство позволяло «перевести» цветную живопись в черно-белую графику, не теряя эффекта воздушной среды, живой нюансировки и глубины. 

Конечно, главным содержанием «галантных игр» были любовь, амурные приключения и авантюры. И к своему выступлению галантные исполнители, как и положено актерам, подходили со всей ответственностью. Хотя в экспозиции нет иллюстраций к знаменитому роману о таинственной механике чувств, имя виконта де Вальмона из «Опасных связей» неоднократно возникает в комментариях, ведь цинизм служил терпкой приправой галантному флирту. Однако ожидать какой-либо откровенности сюжетов не стоит. Художники не переходили границ хорошего вкуса. Так же как и их герои, французские мастера стремились лишь волновать воображение. Здесь много взглядов украдкой, тайком от мужей и матерей передаются письма и назначаются свидания, совершаются идиллические прогулки в тени старых аллей. Рококо было эпохой манящей недосказанности, так же как и дамский костюм этого времени, чьи намеки были очевидны, но ничего не обещали всерьез.

Волнительной теме модных капризов отведен целый раздел. Франция в XVIII веке была оракулом моды, чьи указы спешила исполнить вся Европа. Из подробных комментариев, которыми снабжены каждый из разделов и каждая экспонированная работа, выясняется, что это было непросто даже для состоятельной парижанки: стоило уехать в деревню на три месяца, и в город бедная женщина возвращалась абсолютно немодной, так стремительно менялись вкусы и предпочтения в одежде. 

Современники, как и положено парижанам всех времен, а в игривую эпоху рококо особенно, были склонны подсмеиваться над теми, кто по наивности воспринимал правила игры с излишней серьезностью, злоупотребляя мушками и побрякушками. 

На одной из гравюр Леписье целая компания пухлых детей с лицами скорее маленьких сатиров, чем амуров, примеряет костюмы и манеры взрослых: парик одного важного мальчика закутывает его, как шуба, почти совсем раздетая девочка уже принимает визитеров, как и было принято во время утреннего туалета, другая малышка тонет в обуви на высоченном выгнутом каблуке, третья еле видна из-под пышного кринолина.  

Выставка подробно рассказывает об изменении самого понятия «галантность» на протяжении эпохи рококо с 1730-х по 1760-е годы. Одновременно зритель получает дополнительную счастливую возможность в деталях изучить, как менялась эта самая прихотливая мода: трансформации париков, фасоны утренних пеньюаров и вечерних платьев, знаменитую «складку Ватто», давшую начало шлейфу от низкого выреза ворота на спине. Выставку дополняют  восемь тонко украшенных золотом и росписью вееров из коллекции Фонда Александра Васильева. 

Было ли светское общество XVIII века фальшивым, как до сих пор утверждают моралисты? Думается, что не более любого другого, просто его естественностью была условность. Рококо кажется на тысячелетия далеким от нас, но на самом деле его отзвуки слышны и сегодня, причем не только в эксцентрике высокой моды и мебельных завитках. Именно тонкая чувствительность этих людей открыла следующим поколениям сентиментализм, разбудивший в королеве Марии-Антуанетте и ее последовательницах любовь к нетронутой природе и романтизм, до сих пор ищущий новые идеалы и ниспровергающий старые.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
805
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
956
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1195
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
908

Другие новости