Куратор Евгения Киселева и Борис Гребенщиков на открытии выставки. Фото пресс-службы ММОМА
Юбилей бессменного лидера группы «Аквариум» в конце ноября сами музыканты отметили трехдневными концертами. Однажды прозвучавшие в фильме «Асса» строчки «Под небом голубым есть город золотой…» навечно вписали Гребенщикова в историю отечественной музыки, песня даже занимает третье место в списке лучших рок-песен XX века, хотя именно ее отнести к рок-музыке довольно сложно.
Но все-таки сейчас речь не о музыкальном творчестве Гребенщикова. С конца 1970-х годов артист стал заниматься живописью, то есть две карьеры, музыкальная и художественная, существовали параллельно, и, судя по датам работ, картины лидер «Аквариума» писал регулярно.
Найдя когда-то на чердаке старые краски и холсты, Гребенщиков познавал искусство сам, а дебютировал как художник на первой официальной выставке группы «Митьки», позже подружился с художниками «Новой Академии» и представителями ленинградского экспрессионизма.
В мировой практике музыканты, в основном рокеры, довольно часто устраивают выставки своих работ. Тот же Мэрилин Мэнсон рисует талантливые, но при этом не менее отталкивающие акварели, в которых его ожившие видения переливаются холодными оттенками цветов радуги. Или вот еще Ронни Вуд из Rolling Stones и Боб Дилан.
Борис Гребенщиков. Вождь мирового
пролетариата поясняет Адаму о пользе яблок. 1989 год. Предоставлено пресс-службой ММОМА |
Для России подобные ретроспективы скорее исключение. Скандально известный лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров тихо проводит свои выставки в небольших питерских и московских галереях.
У Гребенщикова позиция иная, поэтому в качестве поддержки выставки значатся правительство Москвы и Департамент культуры Москвы, на самом открытии присутствовали друзья-музыканты Олег Нестеров, Евгений Моргулис, организатор творческой группы «Митьки» Дмитрий Шагин, дочь – актриса Алиса Гребенщикова и другие. Вслед за торжественным открытием выставка заработала в обычно режиме. На входе небольшая очередь, в зале бабушки с детьми и молодежь, которая активно снимает экспозицию на телефоны и обсуждает значение работ.
А картины Гребенщикова действительно дают повод для интерпретации. Не претендуя на высокое искусство, живопись известного музыканта – это бодрая веселая смесь из наивной живописи и сюрреализма, где главенствует любовь к родному городу Петербургу, отдельные здания которого приобретают сказочный вид («Скоро Новый год»). Таким же, одновременно узнаваемым и фантастическим выглядит Троицкий собор, памятник Николаю I и морская дева с ростральной колонны.
Трудно не заметить и особую роль пейзажа – «Восход над морем», «Невозможная заря», «В этом лесу 40 минут назад произошло что-то удивительно хорошее» – в них запечатлено особое пространство, чем-то напоминающее работы Николая Рериха.
Многие картины были вдохновлены песнями – «Девушка с веслом», «Ангел всенародного похмелья». Тесная дружба с митьками и постоянный творческий диалог с ними же повлияли на эстетику картин Бориса Гребенщикова.
В экспозиции представлены ранние работы автора – «Белая башня» (1978), «Роза и крест» (1982). Однако самые запоминающиеся произведения и самые, так скажем, забавные – это небольшая серия про вождей мирового пролетариата: «Вождь мирового пролетариата поясняет Адаму о пользе яблок» и «Вожди мирового пролетариата находят в руинах исчезнувшей цивилизации оригинал статуи «Девушка с веслом», «Пленение И.В. Сталина ирландским героем Фер-Диадом». Гребенщиков писал серию с 1989 по 1992 год, и, несмотря на заверения автора, что эти темы пришли «из ниоткуда», их нельзя не связать с петербургским фольклором и историческими событиями тех лет.
Работы Гребенщикова в чем-то наивные и трогательные по сути – к ним сложно относиться с восторгом, но с симпатией непременно, особенно если музыка «Аквариума» вам хорошо знакома и любима.