0
4679
Газета Интернет-версия

22.11.2013 00:01:00

Мария Габриэлла Майон: «Я не знала, что это – Пазолини…»

Тэги: кино, театр, майон


кино, театр, майон В 1973 году «Скромное обаяние буржуазии» принесло Бунюэлю премию «Оскар». Кадр из фильма

Мария Габриэлла Майон снималась у Пазолини в его легендарном фильме «Декамерон» и у Бунюэля в не менее легендарном «Скромном обаянии буржуазии». И сегодня невероятно эффектная, красивая женщина, еще и состоятельная, она с интересом относится к возможности поставить свою пьесу в Москве, тем более что ее уже успел поставить сам Роберт Уилсон. Но, кажется, она готова отдать на растерзание ненавистного ей Берлускони. Велика вероятность, что вскоре ее пьеса будет поставлена в московском театре «Школа драматического искусства», переговоры об этом начались в Москве этим летом и продолжаются сейчас. С актрисой поговорил корреспондент «НГ» Григорий ЗАСЛАВСКИЙ.  

– Меня заинтересовал сюжет о том, как вашу пьесу ставил Роберт Уилсон. Интересно, как один из самых известных и лучших в мире режиссеров принимает решение ставить пьесу. Где вы познакомились? Это случилось на каком-то светском рауте – вас подвели, представили? Он был очарован вами, а тут вы – р-раз и пьесу ему в руки? Или вы послали книжку его ассистентам?
 
– Я дружу с Джорджио Конто, известным художником, а он – с Робертом Уилсоном. Однажды мы встретились все вместе в одном ресторанчике. Джорджио – очень известный американский художник, но у него итальянские корни, а Роберт был там же, но с другой компанией, и две компании слились в одну. Они начали беседовать между собой, каждый говорил о своем искусстве, как обычно артисты общаются. И Роберт после этой встречи сказал мне: мы должны что-то вместе сделать, Габриэлла. Он сам очень обаятелен и страшный соблазнитель, любит быть в центре внимания, любит, чтобы его обожали. И у него инстинкт на людей, которые могут быть ему полезны. Как многие великие, он – дислектик, ему говорить нелегко, может быть поэтому он так сильно выражает себя через движение. И когда он начинает работать, он не читает пьесу. Так было и со мной. Он сказал, что не будет читать пьесу, спросил: «Моя работа тебя интересует? Если да, будем два часа говорить, ты мне сама все расскажешь». Читать не будет, а хочет все устно вытянуть из меня. Когда ты с ним разговариваешь, чувствуется, что у него гигантская интуиция, он тебя чувствует с полуслова. Ему совершенно не надо знать каждую страницу, чтобы понять, о чем речь и что я там хотела сказать. При этом Уилсон – просто фантастический интерпретатор. 

– Это напоминает рассказ, как Юрий Любимов проводил репетицию одного из самых известных спектаклей «А зори здесь тихие». Говорят, что повесть он читать не стал, а когда доходил до какого-то определенного места, поворачивался к завлиту: ну, что там дальше? Образное мышление у Уилсона, как, впрочем, и у Любимова, – совершенно потрясающее. 

– Вот именно так Уилсон и работал. 

– Вы сказали, что он любит, когда им восхищаются. Вам пришлось наигрывать это или симпатия к нему появилась с самого начала? 

– Хотя я актриса, я никогда не буду пытаться очаровать кого-то, к кому у меня нет естественного интереса. Я была покорена его талантом и обаянием.  Гете назвал это спонтанным ощущением, духовной близостью. Даже если я собираюсь с кем-то работать, я не смогу сотрудничать, если не чувствую этого родства. То же самое случилось с Пазолини. Я путешествовала с отцом, как сейчас помню, была одета в ярко-желтое платье, румынское, с пышными обшлагами, отец отошел что-то купить, и вдруг мои глаза встретились с глазами Пазолини. Я не знала, что это – Пазолини, но в его взгляде читалось – он встретил свою мечту. Оба почувствовали, что что-то должно произойти, но он мне ничего не сказал. Всю его поэзию я уже читала до нашей встречи, но не зная еще, что он – это он, с огромным восхищением и обожанием смотрела на этого человека, и он тоже во мне что-то почувствовал. Потом, уже в аэропорту, мы встретились опять, и Пазолини, как воспитанный человек, не подошел к этой девочке-мечте. 
 
Позже, когда мы снова встретились в том же аэропорту, оказалось, что мой отец – владелец крупной газеты – был знаком с Пазолини. И тут-то Пазолини попросил адрес у отца, сказав, что очень хочет, чтобы я снялась в его фильме, потом он и мне это повторил. 

Я ответила, что изучаю журналистику, что я не актриса, никогда не играла, но восхищаюсь им. Он сказал: очень хорошо, что ты не актриса, я не люблю с актерами работать, если я говорю, что ты будешь хорошо играть, значит, ты будешь хорошо играть. Мы не делали проб, не было репетиций. Я сразу начала играть. 
 
Я приехала из родного своего Рима в Неаполь, юная девушка, изучающая журналистику. Когда он ко мне подошел, у меня на коленях лежала книжка «Человек без свойств» Роберта Музиля, он посмотрел и сказал: «А ты еще и умница. Я представлял тебя в одной роли, но когда увидел, что ты читаешь, подумал, что твоя роль будет более значительная». Когда я приехала к нему на съемки в Неаполь, он сказал – ты будешь красивой сицилийкой, а диалог свой напишешь сама. Это была картина «Декамерон». Диалоги я написала сама. 

Уилсон, конечно, другой. Он тебя выбирает, веря интуиции, а потом использует как материал для своего спектакля, сам полностью контролирует процесс в отличие от Пазолини. 

– Как вы думаете, в конце концов Уилсон прочитал вашу пьесу? 

– Конечно! Для моего видеопортрета, который сделал Уилсон, а композитором был Филипп Гласс, его постоянный соавтор, и вот под музыку Гласса Роберт Уилсон читает строки из моей пьесы. Он выбрал несколько строчек, я ничего ему не говорила, это его идея под видеоряд моего изображения читать эти строчки... Такие метафорические строчки. Сначала он хотел запись Марии Каллас подложить под видеопортрет, но я сказала, что очень ее уважаю, но это не из моих фантазий, я скорее ее антипод. Тогда он решил, что это будет мой профиль, черно-белый портрет, в сочетании с цитатами из пьесы, которые он сам прочитает. Но это не иллюстрация, его спектакли никогда не иллюстрируют текст. Он это ненавидит. Также и Бунюэль это ненавидел, ненавидел близкие планы, когда оператор или режиссер делает наезд, то он «просто не знает, как рассказать историю». Он говорил о чистоте монтажа: камера должна стоять спокойно, актер делает свою работу, а остальное можно смонтировать. Простите, что я скачу от одного к другому, но это – три гения, с которыми я работала, и я невольно сравниваю методы их работы, они в моей памяти стоят очень близко. Они сопоставимы в своей простоте, в том, что они идут к самой сути и в требовательности к тому, как точно они должны передать то, что хотят сказать. 

– Я присутствовал на репетиции Уилсона в Стокгольме пьесы Стриндберга «Игра снов». Это была нормальная репетиция, не световая, и меня поразило, что для него вся работа заключается в том, чтобы 5% света убрать, чуть-чуть добавить, а актеров он двигал тоже туда-сюда: ближе, чуть дальше, слишком близко или слишком далеко… Когда вы с ним работали, не было ли ощущения, что вы как личность его не очень интересуете, что он давно все придумал без вас? 

– Вы все правильно поняли. Самое главное в любом его спектакле это свет. Тем он и интересен. Я знаю, что некоторые актрисы бывают очень разочарованы этим, но я-то не была его актрисой, не забывайте этого – я была автором. Изабель Юппер – великая актриса, она много раз у него играла, и, наверное, ей бывало трудно, но я должна сказать, что, например, Роберт Уилсон поставил «Квартет». Вы знаете эту пьесу? 

– Конечно, я был знаком с Хайнером Мюллером. 

– Это – мой герой. Один из самых умных людей, которых я когда-либо встречала. Что бы он ни делал, что бы ни написал, даже его комментарии,  это всегда – то, что я думаю о театре и чем театр должен быть. Вы были с ним знакомы?! 

– Нас познакомили на Сицилии, когда он приехал получать туда Европейскую театральную премию, это было незадолго до его смерти, он был болен и все равно курил…
 
– Когда он умирал, он вложил в уста одной героини слова: теперь я одна, и только рак – мой любовник. Это очень сумрачно, но он говорит: та пьеса, что я пишу, некомична, это не смешно, но это комедия. Роберт Уилсон поставил «Квартет», и я тоже поставила «Квартет» в «Берлинер ансамбле», и пресса писала так хорошо про меня, что я боялась, что у меня испортятся отношения с Робертом. Он дважды поставил «Квартет», один раз в Бостоне, за 12 лет до моего спектакля, а потом – в Комеди Франсез с Изабель Юппер, и тут, в «Нью-Йорк таймс», позволили сравнить два спектакля, написав, что моя работа более чувственная, чем Уилсона. Я не помню точно слова, но это было сравнение в мою пользу. В это время у него были репетиции в Нью-Йорке, и он не видел мой спектакль, к сожалению. 

– В Средние века дискутировали, был ли Христос бедным и можно ли иметь имущество, тема – важная для Церкви, ну а в России дискутируют время от времени, должен ли писатель, актер, режиссер быть бедным или богатым. Я понимаю, что вы человек состоятельный, для вас искусство – хобби, вы можете этим не заниматься, так зачем занимаетесь? 

– Быть настоящим артистом – это всегда хобби. Если ты занимаешься искусством, чтобы заработать, то ты не художник. Может случиться, что артисты зарабатывают деньги, но заниматься искусством с целью заработка – это нонсенс. Искусство это всегда пытка, всегда испытание – есть у тебя деньги или их нет, заниматься искусством всегда болезненно. Это такая болезненная страсть расцарапывать раны… Мы живем в мире всеобщего потребления, которое выходит в жизни на первый план, но театр – не еда и одежда, которую так вот запросто можно взять и купить и унести с собой. 

– А что вы думаете обо все тех актерах, которые каждый день приходят на работу? 

– Всем надо каждый день есть, но если актер приходит на работу только затем, чтобы заработать денег, если нет радости, нет трепета во всем этом, то я его не уважаю. Любую работу – я пишу пьесы, вы пишете статьи, – если вы делаете это как раб, потому что у вас нет выбора и нужно что-то заработать, платить за квартиру, – нет, я не могу уважать добровольных рабов. 

– А что вы готовы сделать, чтобы заплатить за квартиру? 

– Я все сделаю. Но я не стану компрометировать свои ценности, я смогу мыть полы, если будет нужно, но я не смогу воровать, убить. Это не мораль, я не о морали говорю, я могу любую делать работу, главное – не предать себя. Говорят, ты должен стать тем, кто ты есть, кем бы ты ни был... 

– А что вы думаете про Берлускони? 

– Очень болезненную тему вы затронули. Это как раз то, чего я больше всего в жизни ненавижу. Как человека его ненавижу и как политика. И это ужасно, что в моей стране такой человек может быть у власти. Это вульгарный человек, а треть итальянцев не ощущают ужас и отвращение от его присутствия. Он изображает из себя жертву – о, я жертва, изображают преследования, и как люди могут все это терпеть?!. 

– Вы Кассандра? 

– Да, я Кассандра. У вас абсолютная интуиция, меня так и называют – Кассандра. Как у любого художника, у меня хорошее предчувствие. До того как что-то уже случилось, я чувствую угрозу. У меня интуиция, что так это будет. Берлускони – это очень плохо для Италии, Саркози – это плохо для Франции. Даже если социалисты придут к власти… 

– Будет лучше? 

– Они уже у власти, социалисты. 

– Ну, да. Но Пазолини и вовсе был коммунистом. 

– Он не был манихейцем и всем мешал, поскольку всем говорил правду и был бельмом на глазу. Он, например, считал, что в обществе потребления даже пролетарии стали мелкобуржуазными. У них у всех менталитет маленьких буржуа. Он говорил, что уж лучше бы был тот старый фашизм, чем современный. Потому что наш новый фашизм – это самое страшное, что может случиться. Коррупция на всех уровнях и она проникает повсюду, и неясно, как с ней бороться. Он сказал, что это и есть рак общества. Сегодня одна ценность во всем мире – потреблять, потреблять, потреблять. Это и есть рак, и мы все заражены потреблением. И только в искусстве мы можем чуть-чуть очиститься. Мы должны быть вместе и как-то пытаться помогать выбраться друг другу. Трудно. Потому что коррупция прилипчива к нам ко всем. Это ужасно, а что делать? 

– Такой прочувствованный у вас получился монолог… 

– Спасибо. Это выше наших возможностей, а что мы можем делать, чтобы бороться с этим? Только через искусство. Нужно же делать усилия. Хотя бы говорить об этом. Может, кто-нибудь найдет решение. Пазолини сказал очень важную вещь – единственная революция, которая случилась справа, это революция потребления. И она всех поглотила. Это сказал Пазолини и заплатил жизнью за это. Революцию слева мы уже проиграли. А теперь выиграла революция справа – сила денег непреодолима. Сила денег – это и есть дьявол, она всепобеждающая.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
525
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
651
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
550
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
452

Другие новости