0
3481
Газета Интернет-версия

21.06.2013 00:01:00

Такой ужасный мир

Тэги: книга, детектив, арт рынок


книга, детектив, арт рынок Екатерина МакДугалл (в центре) раздавала автографы на презентации своей книги. Фото Глеба Анфилова

Книги об арт-рынке появляются в нашей печати не так часто и, как правило, относятся к специальной литературе, интересной узкому кругу непосредственных участников этого самого рынка, арт-журналистам или прочим сочувствующим. Но в конце прошлой недели в сквере перед Литературным институтом прошла презентация книги, вроде бы тоже связанной с профессиональной продажей произведений искусства, да не совсем. Владелица лондонского аукционного дома MacDougall's Екатерина МакДугалл написала, вопреки ожиданиям, не исследование, не воспоминания, не документальную историю, а обычный художественный роман. Беллетристику, в основу которой лег ее опыт работы на мировом арт-рынке.
Книга озаглавлена «Бриг «Меркурий» по названию картины Айвазовского, которая стала одним из персонажей романа. Это история о молодой женщине, открывшей свой аукционный дом и вляпавшейся в этой связи в неприятную историю, обернувшуюся целым детективом со всеми сопутствующими атрибутами – убийством, кражей, махинациями. История, конечно, придуманная, сама автор отрицает, что в книге есть факты ее собственной жизни, но биографических ссылок все же было не избежать. Несмотря на четкое указание о том, что все персонажи и события, описанные в романе, вымышленные, некоторые аналогии читаются легко. Так, скажем, один из персонажей по фамилии фон Штраубе уж очень напоминает главу русского отдела крупнейшего в мире аукционного дома.
Детективный сюжет закручен довольно лихо – до конца истории остается непонятным, кто кого обманул, но он, формируя повествовательную канву в книге, как ни странно, оказывается не главным. Роман, очевидно, написан женщиной о женщине и, кажется, именно для женщин. А потому вся эта арт-история завязана, как и водится у женщин, на трудностях человеческих взаимоотношений. Сама главная героиня – человек не просто эмоциональный, а невротичный, с признаками маниакально-депрессивного синдрома (не в клиническом смысле, конечно). В активные периоды она разводит бурную деятельность и с оптимизмом смотрит в будущее, в пассивные – впадает в такое глубокое расстройство и ступор, что в одном из эпизодов чуть было не замерзает до смерти в заснеженном московском дворе. Горестная любовь, тяжелые переживания юности, разочарование и душевная боль – какое лучшее средство от всего этого в приличном дамском романе? Конечно же, прекрасный принц, в качестве которого по российской традиции выступает очаровательный и весь из себя благородный олигарх, заменивший белого коня черным «майбахом». 
То есть читательницам романа (которых, конечно, будет гораздо больше, чем читателей) картинку нарисовали замечательную: смелая, но хрупкая героиня и ее сильный спаситель вместе борются с несправедливостью мира. В принципе история могла развернуться вовсе не в арт-пространстве – героиня могла заниматься любым другим бизнесом, но предпочла все же антикварный. И вот тут-то и возникает главный подвох книги, очевидный профессионалам. Екатерина МакДугалл, владелица, во-первых, аукционного дома, во-вторых, лондонского аукционного дома, пишет о российском арт-рынке. Пишет вполне однозначно. В ее книге черным по белому сказано, что российский антикварный рынок управляется мафиозными структурами через отсидевших дилеров (главная героиня, впрочем, в это не верила). Здесь сплошь недобросовестные эксперты, подписывающие сертификаты на фальшивки (двое из них – на ведущих ролях в романе). А на главной ярмарке старого искусства – Российском антикварном салоне  – «бесконечные ряды плохой и очень плохой живописи», так что у главной героини «от дикой мазни ныло в груди» (по ходу досталось и зданию ЦДХ, которое автор называет «бетонным убожеством»). Надо сказать, что автор вообще противопоставляет свою героиню (вот тут и задумываешься об автобиографичности образа) этому ужасному псевдохудожественному миру. Она-то как раз честный лондонский дилер с острым глазом, легко различающим подделки, но главное – так чувствительна к любой фальши, что некачественная живопись может буквально оглушить ее, вывести из равновесия и заставить мучиться. Российских антикваров автор называет «антикварщиками», термином, который откровенно раздражает многих представителей профессии. Что-то все это напоминает? Уж не пресловутые ли телесюжеты, еще недавно популярные на российских низкопробных каналах, в которых эти самые фальшивщики-антикварщики обманывают добропорядочных граждан?..
Российский антикварный рынок не лишен своих проблем, этого никто не скрывает. Он не так открыт, как европейский, не так невинен, как хотелось бы, и не так цивилизован. Но многие годы российские галеристы борются за формирование позитивного облика арт-рынка и репутации настоящих профессионалов, на нем работающих. Какой образ невольно сложится у простого обывателя, прочитавшего вышедший роман? Меньше всего после этого ему захочется связываться с антиквариатом, и уж точно не в России. Зачем для развития простой любовной истории и не слишком сложной детективной понадобилось в очередной раз подливать масла в огонь, непонятно. Но пусть это останется на совести автора.
И наконец, раз уж речь идет о писателе, то есть мастере художественного слова, нельзя об этом слове не упомянуть. Как и многие начинающие авторы, Екатерина МакДугалл грешит переизбытком слов, эпитетов и образов, которые часто служат только во вред, отвлекая от основной мысли и засоряя текст. В целом прилично написанному роману остро требуется литературный редактор, хотя бы для того, чтобы избежать таких абсурдностей, как, например, пассаж «она разомкнула веки, пораженная громким шорохом собственных ресниц». Или неоднократное использование одних и те же штампов вроде «английского пальто на рыбьем меху» и слова «вороненый» для всего черного (разумеется, с отсылкой на печально известные факты советской истории). 
Впрочем, несмотря на все это, роман имеет право на жизнь. Он найдет своего читателя, будь то романтичная барышня, любитель детективов или человек, заинтригованный миром искусства. Как сказала на презентации Екатерина МакДугалл, задача писателя – открыть читателю окно в новый мир, в данном случае в мир антиквариата и арт-рынка. Вот только насколько реальным и привлекательным этот мир получится – вопрос открытый.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
759
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
887
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1245
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
989

Другие новости