0
3159
Газета Интернет-версия

14.06.2013 00:01:00

Художественная самодеятельность на евангельский сюжет

Тэги: Греф, театр кукол


Греф, театр кукол Александр Греф и Петрушка в спектакле играют на равных. Фото с сайта театра www.booth.ru

Александр Греф – личность уникальная. Основатель и художественный руководитель театра «Бродячий вертеп», он – один из трех человек, кого упоминает отечественная кукольная энциклопедия как актера, играющего русского Петрушку по всем непростым правилам старинного народного театра. Сын американского коммуниста, приехавшего из-за океана в СССР и «разоблаченного» как шпиона, Греф родился в Магадане. Он окончил химический вуз, защитил кандидатскую и много лет преподавал в Менделеевском институте. Но неожиданно увлекся театром кукол, поработал какое-то время в музее Театра Образцова, а затем открыл свой собственный театр. Играет Петрушку, причем относится к этому делу как ученый, поэтому собирает все, что имеет хоть какое-то отношение к народному кукольному театру, и даже играл в Лондоне на Ковент-Гарден русского Петрушку на пару со знаменитым британским «панчистом» Конрадом Фредериксом. Уже много лет Греф всерьез занимается еще и традиционным вертепом и каждый год в начале января проводит всероссийский, а теперь уже и международный фестиваль семейных вертепов. В этом году в «Бродячем вертепе Александра Грефа» сыграли премьеру, потому что сделан новый вертепный ящик, а в представлении появилось сразу несколько новых трюков, хотя спектакль завораживает с первого же выхода куклы, которая сама зажигает свечи. В финале  она же все свечи гасит, медленно, по очереди и снова – глаз не оторвать. О вертепе и народном кукольном театре Александр ГРЕФ рассказал корреспонденту «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ.

– Александр, зачем вам вертеп? С ним столько мороки…
– Зачем мы сыграли премьеру 22 декабря 2012 года? Или зачем мы занимаемся этим уже 25 лет? Зачем делаем уже его третью, даже четвертую версию? И пятую ведь сделаем, обязательно… Если я скажу, что это поиск совершенства, это смешно будет, но на самом деле это так. Хочется сделать совершенную вещь. Это недостигаемо, но я думаю, что это – благородная задача.   Повторять одно и то же оказалось очень интересно. Лично я с большим сомнением отношусь к такому личному творчеству, когда человеку сперва так захотелось, потом – наперекосяк, потом он придумал справа – налево, слева – направо, лишь бы не как у всех. Мне гораздо интереснее то, что объединяет людей. Человек не знает, что вертеп живет в нем, внутри. Очень глубоко.
– Как у вас появилась сама идея вертепа?
– Лет 25 назад я в пионерском лагере работал с маленькими детьми, керамикой с ними занимался, делал игрушки, они в эти игрушки играли. Я подумал, что нужно придумать такую театральную форму, которая помогала бы играть во все эти игрушки. Я ее стал искать и совершенно случайно, через плечо, на выставке увидел такой домик странный. А в нем куколка, и было написано, что это вертеп. Я тогда и не знал, что это такое. Стал ходить в музеи, искать людей, которые что-то знают об этом, в библиотеке сидел, смотрел – и нашел эту форму. Выяснилось, что это не просто театральная форма, а небольшой раздел народной культуры.
– И вы сделали первый вертеп?
– Да, и как все прозелиты ходил и всем говорил: «Вам надо это посмотреть, вы не видели вертепа, как вы можете жить, это надо посмотреть!» И действительно, всегда это производило сильное впечатление на людей – вот этот маленький, несовершенный, даже плохо сделанный наш первый вертеп. Вертеп так придуман, что довольно простыми средствами можно добиться высокого художественного результата. Чтобы поставить драматический спектакль, нужно иметь навык, а вертеп придуман таким образом, что, не имея этого навыка, ты все равно достигаешь высокого художественного результата. Такая вот странная вещь.
– Приемы вертепа меняются?
– Сегодня, когда вертепов очень много, просто сотни, причем это очень хорошая художественная самодеятельность, видно, что почти все пользуются одними и теми же источниками. Некоторые уже примерно 300 лет существующие художественные приемы как бы размываются. На очень простом основании: вертеп – это народное искусство, что бы мы ни сделали, все будет правильно, потому что мы часть народа и имеем право делать как хотим. И вертеп на этом пути теряет не художественную ценность, а те находки художественные, которые имели место в самых первых вертепных изделиях, давным-давно. Мне захотелось в результате длинной театральной жизни сделать такой вертеп, в котором были бы собраны все те штучки, находки, приемчики, которые описаны в литературе, в воспоминаниях.
– Удалось?
– Вот скажите, как добиться художественно, чисто как сделать, сыграть в вертепе историю о том, как избиваются десять тысяч младенцев? Как показать эту историю в куклах высотой в 20–25 сантиметров? Десять тысяч! Какой должен быть художественный прием? В некоторых спектаклях мы видели, как смешно и дико это выглядит. Если не на маленькой сцене вертепа 60 сантиметров шириной, а на настоящей большой сцене это делать, то, конечно, нужна подсветка красная, какие-то головы роняются, идут воины толпой, стенания на экран и на многоваттные динамики. А в вертепе ничего этого делать не надо, потому что этот ужас существует только в голове зрителя. Нужно только на какую-то точку нажать. У нас в вертепе воин накалывает на иголочку младенца, которого держит мать Рахиль. Просто пришел, наколол, вынул у нее из рук и унес, больше ничего нет. Вот он – ужас, и нам говорят современные люди: как же вы показываете такие ужасы детям? Современным детям, играющим в современные компьютерные игры, как же мы можем показывать такие ужасы?! А мы ничего не показываем – все только в голове. В какой-то книжке сказано: мать Рахиль становится на колени и молит о пощаде. А как сделать в вертепе, в этом простейшем театре, чтобы она стала на колени? Нужен механизм специальный. Мы долго ломали голову над этим и вот – она у нас становится на колени, плачет… Если нам что-то интересно, мы этого добиваемся.
– Вы любите повторять, что вертеп принципиально любительский театр. Но за 25 лет вы стали уже профессионалом. Не мешает ли вам профессионализм в этой работе?
– Очень серьезная тема. Дело в том, что вертеп возник в среде молодых, то есть мы так предполагаем – в среде студентов академии, бурсаков. Возник неизвестно по какой причине.
DSC0165.jpg
Вывеска четко указывает зрителям
направление на вертеп.
Фото Александра Грефа
– История «Вия»!
– Да, да, вот эти ребята придумали вертеп. В том виде, в котором он дошел до нас, – практически не изменился, что само по себе очень странно. Конечно, не профессионалы – они были любителями. Хотя делали это и не бесплатно – денег им не давали, но они за это получали еду. Люди, у которых был этот театр, должны были сперва его сделать, потом поддерживать в хорошем состоянии, ремонтировать, хранить – конечно, они получали деньги. Считалось, например, в Белоруссии, что если постоянно ходить или даже ездить по деревням, за Святки можно было заработать на корову. Как считать, если люди зарабатывают деньги вертепом – профессионалы они или любители? Все-таки я продолжаю думать, что они любители, поскольку они работали в среде, вернее, они становились профессионалами на очень короткое время – все остальное время они играли другой спектакль. Они работали очень хорошо, профессионально, но в целом были любителями. В конце XIX века появились вертепщики, которые зарабатывали только этим видом искусства. Некоторые тексты записаны от них. Виноградов, один из известных исследователей, записал один из текстов вертепов на пароходе, который плыл на Нижегородскую ярмарку. Ребята, которые работали в этом ящике, собирались заработать на летней ярмарке. Собственно, и наш театр работает в этой ярмарочной традиции, то есть вертеп мы тоже показываем не только на Святки, как в деревнях было, но и круглый год, как на ярмарке.
– Так что такое любительский театр?
– Это когда свои работают для своих. Именно такую обстановку мы пытаемся создать на своих спектаклях. Мы пришли к людям в дом или они к нам – и мы играем для них вертеп. И те, кто играет вертепы, в подавляющем большинстве, не зарабатывают на этом, заработать для них – не главное, хотя иногда им за это платят. Что еще очень важно в профессиональном театре: если ты продал билет, то ты должен быть определенное время на сцене, к примеру, 45 минут. А вертепный спектакль коротенький, может 20 минут играться. Дальше уже трудно смотреть. Большой кукольный театр, играя вертеп, должен сделать 45-минутный спектакль, а значит нужно выдумывать какие-то вещи, не имеющие отношения к вертепу. Вот этот профессионализм, конечно, мешает. Ну, например, в вертепе есть эпизод с волхвами, у которых очень короткая роль. Они должны спрашивать: «Где младенец?», а потом приходят поклоняться – и все. В народном представлении  это  три фигурки на одной палочке, они говорят хором, и больше ничего нет. Но мы приходим в большой театр, где нельзя показывать спектакль, который длится всего 20 минут, значит, каждый волхв – это маг, надо убедить зрителей, что это магия. Я видел спектакль, это очень смешно – один маг был из Египта, у него отрывалась голова и летала. Другой маг делал какой-то свой фокус, каждый  минуты на 2–3 занимает зрителей, чтобы только доказать, что он маг, хотя это совершенно не нужно в вертепе.  Все знают, что это восточные маги, расшифровавшие появление звезды и идущие на эту звезду, даже никакие не волшебники, они просто ученые были, вот и все.
– Но, как ни крути, 20 минут  недостаточно для спектакля. Я видел, понимаю, что получается сильно концентрированный раствор, но это понимание приходит уже во время представления.
– Второй сложный вопрос. Мы не можем говорить, что зовем зрителей на 20 минут, мы же профессиональный театр. У нас большая музыкальная программа. В том вертепе, который был придуман 300 лет назад, было две части – сакральная и комедийная. Эта комедийная часть сегодня отпала, потому что практически никто не может играть эту комедию – очень трудно сыграть ее в современном театре. Это слишком простые и грубые шутки, чаще всего на национальные темы. Сыграть это смешно сейчас мне представляется невозможным. Поэтому большинство театров, которые практикуют вертеп, придумывают сцены вне вертепного ящика. Чаще всего это какие-то игры. А мы делаем даже не две, а три части. Первая – это рассказ-песня христианских народов на разных языках, рассказ о персонажах, о том, что будет в вертепе. Грузинский язык и латынь, и песни украинские, русские… А после вертепа – колядки. Колядки существуют у всех славянских народов. И не только у славянских. Мы их собираем, у нас появилась, например, либерийская колядка, ужасно смешная. И поскольку мы ее распеваем с залом, а что такое негритянская музыка – это прежде всего ритм, значит одни топают ногами в зале, другие хлопают – попасть очень трудно, и еще кто-то должен напевать коротенькую песенку. Но зал это делает, и когда он это делает, получается счастье для всех.
– Есть что-нибудь такое, что вы сейчас сделать в вертепе не можете?
– Нет. Не то что я знаю все, но все, что я знаю в вертепе, я могу сделать.
– В 2014 году вы снова сыграете премьеру?
– Мы каждый год добавляем не сцену, но какой-то маленький эпизод. Обязательно в нашем вертепе появляется то, чего не было в прошлом году. Это нельзя назвать премьерой, но это маленький подарок нашему вертепу. Или дорисовываю что-то на боковых стенках. Обычно их не разрисовывают, а мы разрисовываем. Все время появляется что-то новое, потому что это наша жизнь. Жизнь она и есть такая, если ничего не отломалось, сами отломаем и переделаем.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
198
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1220
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1707
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1243

Другие новости