0
4187
Газета Интернет-версия

14.06.2013 00:01:00

Сознательно выбранная стилистика

Тэги: орт, Лысенко, Норкин


орт, Лысенко, Норкин Обстановка в студии шоу «Прав?Да!» самая непосредственная. Кадр из передачи

Анатолий Григорьевич предвидел. Еще зимой говорил: «Первые три месяца нас будут ругать все, кому только не лень». И точно, за общественное телевидение взялись сразу, с первых суток вещания – с 19 мая. (Такое впечатление, что его выхода ждали как предмета и повода для критики уже за одно то, что – государственное. Всегда  хочется громкоголосно попрезирать что-нибудь государственное!) Казалось бы, ну чего критиковать черновик? – идет тестовое вещание, меняется хронометраж, еще не все программы вышли, подождать бы, пока устоится и выстроится, и уж тогда... Ан нет, жизнь наша ускорилась и скороспелки нынче в почете; журналист, продемонстрировавший на федеральном канале отсутствие зачатков интеллекта у молодых дамочек, снискал не лавры, а порицание. И пятая власть у нас теперь – не профессиональные журналисты, а блогеры. 
Пропуская произошедшее с передачей «Социальная сеть» («НГ» от 10.06.13), главные упреки в огород ОТР – архаичность, темпо-ритм («Хочется динамики!»), возврат к эстетике советского телевидения. Это – упреки явные, есть и подводное течение. Почему новости не начинаются с Навального, Удальцова и etc? Почему так мало событий из обеих столиц: сплошное «замкадье» вплоть до Заполярья? Почему, наконец, вы не стали улучшенным вариантом «Дождя»???
Люди потрясающе устроены – слушают и не слышат. Весь годичный подготовительный период руководитель ОТР Анатолий Григорьевич Лысенко твердил на каждом углу: просветительские функции, упор на регионы, ориентация на всю страну, а не на Садовое кольцо. Повторил он это и в вечер первого дня вещания, в прямом обращении к зрителям. Жизнь страны с востока на запад, все 83 региона. Концепция – канал хороших новостей. Мы будем показывать тех, кто делает дело, – волонтеров и прочих. Мы не хотим и не будем делать телевидение ЧП. Аккурат в первый день вещания легендарный «взглядовец» – Сергей Ломакин («Большая страна») взял интервью у министра регионального развития Игоря Слюняева – и тот, представьте, туда же: «Телевидение должно быть добрым. Нельзя работать по принципу – кто быстрее добежит до трупа».
Однако все каналы, в прямом либо переносном смысле, сейчас заточены именно под это: кто быстрее добежит до трупа (сенсации, скандалы). Бизнес и идеология правят на ТВ. Лысенко пошел поперек – и схлопотал за неактуальность, пасторальность и что там еще? – «новости, в которых нет новостной составляющей».
Критики с Садового кольца закатывают глаза: «Что это за новость – православная пожарная бригада в Курской области!» Демшизе (не люблю этого слова, но отражает) – точно никакого, она уважает истерическую подачу с центральных площадей. А зрителям нравятся позитивные и духоподьемные новости. Они видят, что ОТР – единственный канал, который действительно представляет жизнь огромной страны (с сайта канала: «...говорят на понятном нам языке, показывают нашу реальную жизнь, в которой мы живем на самом деле»). 
Мне вот приятно было узнать, что в Челябинской области появился интернет-проект «Попутчик»: люди пишут на сайте, куда им надо ехать, а автомобилисты, которым по пути, откликаются и за спасибо везут. (Это ли не прорыв и новость для страны, в которой деньги давно стали во главу угла?..) Сюжет из Краснодарского края, там придумали, как бороться со стихийными мусорными свалками: мусор идентифицируют и вместе с квитанцией на штраф возвращают владельцу. Репортаж из Костромской области – прямо сюжет для небольшого рассказа: премьера благотворительного спектакля «Тот самый Мюнхаузен», сыгранного силами депутатов, чиновников и коммерсантов. Баронессу Якобину сыграла владелица сети автозаправок, судью – зампред Думы и глава администрации – главного героя, это же прелесть что такое! Кстати, на доходы от продажи билетов на спектакли мэр собирается построить 12 детских садиков... В новостях ОТР нет так называемой паркетной съемки, не показывают в них и двух главных героев федеральных каналов. Но именно ОТР сообщило о принятом государством решении: закрыть все мартеновские печи в стране, чего не прозвучало больше нигде. Видимо, подобное критики и называют «возвратом к вестям с полей».
4t.jpg
Ведущий Андрей Норкин, поменявшийся
местами с гостем.
Кадр из передачи «Прав?Да!»
Что касается темпо-ритма. Никому и в голову не приходит, что это не недочет, а сознательно выбранная стилистика – неспешное, вдумчивое повествование. И в этой части, конечно, безумству храбрых поем мы песню: за 20 лет у публики выработалось клиповое сознание, когда видеоряд должен то и дело сменяться, взрываться и вибрировать, дабы привлечь ее внимание. Публика также давно привыкла к истеричным, нагнетающим голосам за кадром, а тут тебе тихое и неспешное... Пенсионерское, блин!
У меня самой случился интересный опыт смотрения ток-шоу «Прав?Да! Общение» с Андреем Норкиным. Я попала на обсуждение проблем этнической музыки: терпеть не могу предмет. Посмотрела пять минут, десять... Интересно, думаю, сколько выдержу? Какой-то тушующийся ведущий, какие-то странные люди в студии, человек семь, вроде бы заединщики, а спорят друг с другом — аж заходятся, каждый как струна... «Нет ни одной радиостанции, которая крутила бы этническую музыку», сетуют. Тетка в платочке сообщает: «Сколько бывала на телевидении, мне впервые предложили бесплатный эфир» – и оказывается солисткой группы «Волга» Анжелой. Никогда не слышала. А этот увлеченный мужик – продюсер фестиваля «Дикая мята» Андрей Клюкин, тоже не слышала... Подоспело видео, и я с изумлением узнала, что каждый год в Калужской области проводится самый большой музыкальный этнический фестиваль, на который съезжаются, помимо российских, иностранные участники, помимо музыкантов – гончары, кузнецы, мыловары и прочие со своей продукцией. (А страна, значит, знает только о Селигере, в лучшем случае, о Грушинке...)
И тут я понимаю, что такого ток-шоу на телеэкране я еще не видала. На моих глазах развивается живая жизнь: эти двое, только что ожесточенно спорившие, обнялись и развалились, как у костра, в разговоре возникают неожиданные повороты, ведущий не довлеет, обстановка самая непосредственная – и совершенно непредсказуемо, что случится в кадре через минуту! Ну-ка, сравните с любым ток-шоу на федеральном канале, с заученным текстом и срежиссированными улыбками ведущего, с железным каркасом действия, с проплаченной массовкой, хлопающей по команде, – не тошнит еще от фальшака?..
Следующий выпуск передачи «Прав?Да!» был посвящен жестокому обращению с животными и тому, почему в России до сих пор не принят закон об их защите, тогда как в Германии, к примеру, права животных внесены в Конституцию. Тема для меня болезненная – не понимаю, чем жестокость по отношению к животным отличается от жестокости по отношению к людям; жестокость она и есть жестокость и должна быть одинаково наказуема вне зависимости от того, на кого направлена. Крик в студии на этот раз, надо сказать, стоял почти «федеральный»: защитники сварились с депутатом, депутат с защитниками, Норкин то и дело вынужден был шикать на всех и в конце концов ушел попить воды, а когда вернулся, высказался от души сам. Про легитимность жестокости в нашей стране, про вытекающее отсюда жесткосердие. И про то, как его вместе со средним сыном вызвали на медико-психологическую комиссию: в школе за окном повис на веревке голубь, мальчик в слезах прибежал к учителям, мол, надо спасать птицу, – так вот нормальный ли он у вас после этого, с такими реакциями, не шизофреник часом?..
Мне нравится это ток-шоу. Мне нравится, что ведущий Норкин время от времени меняется с кем-нибудь из гостей — садится на гостевую трибуну, а тот занимает его место за стойкой и толкает речь. Вопрос: почему ведущий стоит перед сидящими гостями? Вопрос: зачем нужен то один, то другой соведущие? Ведь если один понимает, что его роль – роль «мальчика на подхвате», то другой начинает тянуть одеяло на себя и тем мешать процессу. Вопрос: почему в передаче не меньше перерывов, чем бывает перерывов на рекламу на других каналах? Здесь, правда, показывают прелестные мультяшные заставки, и зарисовки российских городов, и людей на Тверском бульваре, говорящих о Пушкине, и «В этот день 7 июля: пущена первая конка в Москве, заложен Тадж-Махал в Индии»... Как межпрограммное, все это просто замечательно, но когда захватывающая беседа то и дело прерывается, оно-таки раздражает.
Что еще сказать? 30 миллионов подключились и смотрят ОТР. Больше чем двум миллионам пользователей соцсетей нравится ОТР. У канала со зрителем прямая связь (с января слежу за  перепиской на сайте – вот кто-то уже написал: «Почему бы вам не показать фестиваль «Дикая мята?»).
Как-то одна молодая журналистка в порыве пиетета брякнула Лысенко: «Вы – Маугли нашего телевидения!» Видимо, хотела сказать «гуру». Школа и вуз в пролете; станет, бедолага, смотреть «скучное» ОТР, глядишь, и образуется.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
440
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
791
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
465
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
359

Другие новости