0
1939
Газета Интернет-версия

22.02.2013 00:00:00

Па и менуэты

Олег Краснов

Об авторе: Олег Викторович Краснов - журналист.

Тэги: вена, бал


вена, бал Бао владельцев венских кофеен с 1957 года проходит в Хофбурге.
Фото Andreas Bruckner

Для кого-то Австрия – это верхушки Альп с воздушными долинами, испещренными лыжными трассами; для других – музейный заповедник с коллекциями Габсбургов, архитектурными изгибами ар-деко, Сецессионом, Климтом, Шиле и Хундертвассером; для третьих – музыкальная держава Моцарта, Штрауса и Венской оперы. Но даже для равнодушных к спорту, искусству или музыке австрийские города, и в особенности Вена, – место вальяжных старинных кофеен и, конечно, балов, попасть на которые и сегодня мечтает даже самая строптивая Золушка. Кофейно-бальные темы переплетены до предела, однако в каждой истории – свои страсти.

Полцарства за чашку

В 1683 году после оглушительной победы польско-австро-германских войск в Венской битве против турецкой армии польский офицер украинского происхождения, купец и шпион Юрий Франц Кульчицкий за боевые заслуги был награжден внушительной денежной суммой, домом в престижном районе Вены Леопольдштадт и существенными налоговыми льготами на двадцатилетний срок. Кроме того, он стал личным переводчиком с турецкого австрийского императора и получил доступ к брошенному врагами имуществу. Из этих трофеев предприимчивый офицер выбрал 300 мешков непонятных австрийцам, но понятных ему (Кульчицкий служил в Турции) зерен, отмеченных кем-то из служак грифом «непригодно для варки». И уже в 1686 году на первом этаже пожалованного ему особняка открыл первую в Вене кофейню Hof zur Blauen Flasche («Дом под голубой бутылкой»). Новый напиток пришелся венцам по душе: слух об удивительном тонизирующем напитке мгновенно разнесся по домам аристократов. В XVII и XVIII веке, попробовать редкий напиток могли далеко не все. Как рассказывает Берндт Кверфельд, владелец знаменитого кафе Landtmann, в те времена «чашка кофе в Вене стоила столько, сколько получала служанка великого Моцарта за три месяца работы в его доме». По легенде, именно Кульчицкий для привлечения еще большего количества посетителей начал добавлять в кофе сахар и молоко и стал изобретателем знаменитого «Меланжа» - кофе по-венски.

Невероятной популярности кофейни достигли в XIX веке: в середине его только в Вене их насчитывалось около сотни, а концу – более 600! Они возникали в разных уголках столицы и становились местами встреч и общения горожан, живших по соседству, едва ли не вторым домом. Каждая имела свой неповторимый вид и стиль в соответствии с модой того времени (в Европе главенствовал модерн); здесь впервые появились журнальные столики и подшивки газет (дорогого по тем временам удовольствия), которые одинокие посетители могли читать в ожидании собеседника. Еще две особенности, дошедшие до наших дней, – мраморные столешницы и непременный стакан воды, подаваемый с любым кофейным напитком. Чистая питьевая вода, текущая из любого крана, – особая гордость австрийцев. Говорят, она поступает из подземных родников, которые питаются альпийскими водами. Можно провести в кофейне целый день, заказывая кофе и попивая воду, – как только ваш стакан опустеет, официант вновь наполнит его.


В белых платьях на балу могут быть только дебютантки.
Фото Andreas Bruckner

Сегодня только в столице насчитывается более 3 тыс. кафе, часть из которых сохранила тот исторический облик и интерьер, в которых проводили время интеллектуалы и буржуазия рубежа позапрошлого и прошлого веков. Здесь можно не только выпить кофе и заказать десертный сет из знаменитых тортов и кексов гугельхупф, но и полноценно поужинать. Например, в уже упомянутом, открытом в 1873 году кафе Landtmann, которое в своей новейшей истории принимало в гости Зигмунда Фрейда и Марлен Дитрих, Пола Маккартни и Хиллари Клинтон. Или в легендарном Cafе Central, где до сих пор сохранился столик Льва Троцкого. Или в Diglas, манящем уникальными роскошными люстрами и потрясающей воображение витриной с десертами.

Черный фрак и платья в пол

Чуть менее длинную историю имеют и венские балы, наряду с кофейнями признанные нематериальным наследием ЮНЕСКО. Старт им был дан в первой половине XIX века, а расцвет пришелся на времена правления Франца-Иосифа и его прекрасной жены Елизаветы Баварской, известной во всем мире под уменьшительно-ласкательным прозвищем королева Сиси: их Придворный бал для высшего общества Австро-Венгерской империи собирал всю знать Европы. Параллельно балы проводились по всей Вене, и в вельможных особняках, и во дворах – для простого люда. Начинались они во время Масленицы и проходили до самой Пасхи. Порой в день устраивалось до 300 таких мероприятий, и, кажется, весь город становился одним вальсирующим островком. Бальный карнавал прервался в 1899 году смертью императрицы, а продолжился лишь в 1921 году, после Первой мировой войны. Однако главным венским балом, остающимся таковым и сегодня, стал Оперный, утвердивший и строгий регламент, и dress-code.

Любой бал, проходящий в Вене, открывается выходом дебютантов – юных девушек и их кавалеров, впервые участвующих в подобном мероприятии. Только девушки из дебютанток могут надеть белое платье, как и диадему, изготавливаемую специально для них. Все остальные гости женского пола должны быть облачены в платье в пол, мужчины – во фрак или смокинг либо в парадный мундир. «Для мужчин неприемлем фрак или смокинг какого-либо другого цвета, кроме черного, – рассказывает глава президиума Бала владельцев венских кофеен Максимилиан K. Платцер. – Представляете, если кто-то придет в коричневом?! Это будет смотреться, как глубокая царапина».


На балу можно перекусить традиционными венскими колбасками.
Фото Peter Hautzinger

При огромном количестве балов, проходящих на различных венских площадках с 11 ноября и до начала поста перед Пасхой, основными считаются пять: Оперный, Бал владельцев венских кофеен, Охотничий и новогодний Le Grand Ball в залах королевского дворца Хофбург, а также Бал в венской филармонии. В этом году Оперный бал прошел 7 февраля, и вокруг «красной дорожки» зевак, фотографов и телекамер собралось не меньше, чем на «звездной» дорожке Каннского кинофестиваля. Прямую трансляцию вело национальное телевидение, а открывал бал австрийский президент, на вопрос журналистов о том, как он готовился к балу, просто ответивший: «Вот, жена подстригла».

На следующий день, 8 февраля, последовал Бал владельцев венских кофеен. «Балы ремесленников появились тогда, когда возникало сообщество людей одной профессии. Балы носили благотворительный характер. В кафе есть документы о проведении первого бала в 1870 году. Балы проходили ежегодно с перерывами на Первую и Вторую мировые войны и адаптацию от послевоенной депрессии. Возобновились они окончательно в 1946 году, но тогда проводились еще для узкого круга. Уже с 1957 года Бал владельцев венских кофеен проходит регулярно в Хофбурге», – поясняет Платцер.После прохода в главный танцевальный зал Хофбурга пары дебютантов Бала владельцев кофеен разбиваются на две шеренги и становятся друг напротив друга. Они приветствуют проходящих к главной трибуне владельцев, политиков и послов, почетных гостей.

Короткие приветственные слова, несколько оперных и балетных номеров солистов Венской оперы – и зал наполняют музыка и танцующие пары. Бал открывается полонезом, затем левосторонний вальс, потом на паркет приглашаются все любители танца. Их действительно так много, что на каждую пару едва ли приходится один квадратный метр танцплощади.

В «кофейном» бале участвуют около 6 тыс. человек и для его проведения снимаются шесть огромных залов Хофбурга. В пяти из них есть свой оркестр; еще в одном – диджей проводит дискотеку из хитов 1980-х, но это дань времени и молодому контингенту гостей: не все готовы вальсировать с 10 вечера до 4 утра. В части залов есть зоны со столиками, где подают вино и шампанское, а в холлах можно перекусить традиционными венскими колбасками – давняя традиция, когда простой люд мог поесть на балу, сохранилась и сегодня. Бюджет такого бала сегодня составляет 800–900 тыс. евро, включая аренду (около 150 тыс. евро), декор залов и выступления оркестров, певцов и танцоров. А цена на входной билет начинается от 120 евро. Так что, в принципе любой человек обладающий бюджетом и организаторскими навыками (как, например, наши соотечественники, с 2007 года проводящие Московский и Русские балы), может организовать свое танцевальное мероприятие.

Не менее интересен и процесс подготовки к балу: для того чтобы в совершенстве овладеть искусством танца и надлежащими манерами поведения на балу, истинным юным леди и джентльменам необходимо учиться не менее года. Об этом говорит Томас Шафер-Элмайер, главный танцмейстер многих венских балов и директор одной из старейших школ танца и этикета Elmayer, расположившейся рядом с королевскими конюшнями Хофбурга. «Здесь не только разучивают старинные па и менуэты, но и приобретают тот необходимый для современного человека уровень хороших манер, который пригодится не только на балу, но и в будущей жизни», – считают выпускники школы. И хотя многие родители жалуются, сколь неохотно сегодня их дети идут в подобные школы, учтивость, как и музыкальность венцев, всегда бросается в глаза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
402
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
447
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
637
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
530

Другие новости