0
1735
Газета Интернет-версия

22.02.2013 00:00:00

Шапки-ушанки в Каталонии

Ольга Галахова

Об авторе: Ольга Галахова Барселона-Москва

Тэги: барселона, драма


барселона, драма Постановка пьесы Михаила Дурненкова "Хлам".
Фото пресс-службы "Сала Беккет"

Наша новая драма расширяет влияние как на Восток, так и на Запад. В Барселоне в Центре драматургии, который назван в честь Сэмюэля Беккета «Сала Беккет», дело дошло до российских авторов. Центр позиционирует себя как театр, разносторонне осваивающий современную пьесу. Здесь ставят спектакли, учат писать пьесы, постоянно проводят семинары по актуальным проблемам драматургии. Театр считается третьим по значимости в Барселоне и посвящает последние сезоны исключительно современной пьесе каталонских и зарубежных авторов.

Два вечера здесь были отданы новой драме из России. Внимание «Сала Беккет» остановил на пьесе Михаила Дурненкова «Хлам» и Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Тексты были переведены на каталонский и представлены режиссерами и актерами театра. Экспертом с российской стороны и мотором культурного обмена между Барселоной и Москвой стала театральный критик Кристина Матвиенко. Координатор проектов театра, переводчик Виктор Муноз, обратил внимание на то, что в фойе театра, где увековечены все имена драматургов, ставившихся в разные годы в «Сала Беккет», из русских авторов значится только имя Льва Толстого. Сейчас каталонцам представляют Дурненкова и Пулинович.

В небольшом зале собралась доброжелательно настроенная публика – видно, что театр сформировал вокруг себя единомышленников. На сцену вышли каталонские актеры, чтобы сыграть русский «Хлам». И поразительным образом наши типажи в каталонской фактуре оказались узнаваемыми, и, даже не зная языка, ты понимал, что вот этот – таксист, а это несчастная мать, у которой сын наркоман, а это самоуверенный продюсер. Правда, для русского колорита обязательно на одном из героев надета шапка-ушанка, которая в Барселоне лишь усиливает дикость происходящего на сцене.

Молодой режиссер Глория Балана особо отозвалась в пьесе на то, как молодой герой, осмысляя окружающее, судьбы близких людей как хлам, сам превращается в хлам. С той разницей, что одни не осознают, что они на дне, а такие, как он, все понимают.

Другой молодой режиссер Жорди Прат предложил эскиз спектакля по пьесе «Наташина мечта». По сути, это готовая работа благодаря внятной и изобретательной режиссуре и незаурядной актрисе Саре Эспигуль. Исповедь юной девушки, оказавшейся на дне жизни, о своей любви и преступлении из-за любви сыграна актрисой с удивительной точностью.

В каталонской Наташе Ярославы Пулинович узнаешь наших пэтэушниц: такие тусуются в подъездах, слоняются без цели по городу, с диким сердцем, они могут выпрыгнуть на спор из окна третьего этажа и забить до смерти из ревности соперницу. Рожденные и выросшие в жестокости, нищете, они не знают, что такое красота. Видео, которое вводит Жорди Прат в спектакль, отчасти дает нам это понять.

Наташа Сары Эспигуль мечтает в том числе быть красивой, но не знает как. Возможно, поэтому она сначала бережно разбирает позолоченные вещицы, но потом бросает их и надевает свою (то есть нашу) более удобную для нее шапку-ушанку. Любовь к журналисту, родившаяся в этой варварской душе, не только не облагораживает ее, а в результате делает еще страшнее. Дочь проститутки, она становится соучастницей убийства. Сара Эспигуль с самого начала превращает зал в объект своей исповеди. Кажется, она уже отсидела срок и разговаривает с публикой, как с товарищами по камере. Однако актриса не пропускает того, что судьба Наташи могла сложиться иначе, поскольку в ней жила потребность в красоте, но дикость и жестокость победили.

После показов скромно выставился русский ресторан в Барселоне. Селедку можно было запить русской водкой, которую, правда, привезли гости из России как russian souvenir, усиливающий эффект новой драмы. Бутылки 0,7 хватило на два вечера и еще осталось.

Центр драматургии и режиссуры в Москве и «Сала Беккет» в Барселоне могли бы стать театрами-спутниками. Их идеология, способ существования во многом совпадают: открывать и поддерживать новые имена в современной драматургии. Их театр тоже финансируется государством, правда, «Сала Беккет» получает поддержку как из центра, так и от муниципальных властей. ЦДР на попечительстве только Москвы, хотя Министерство культуры поддерживает многие проекты ЦДР грантами. Приоритет «Сала Беккет» – исключительно драма, которую исследуют, изучают – здесь учат писать пьесы. ЦДР же не обременяет себя образовательными программами и на равных стремится представить как драматурга, так и современного режиссера.

Само пространство барселонского театра совпадает с пространством ЦДР: те же два зала, и театр разместился в первых этажах жилого дома. У «Сала Беккет» второй этаж занят офисами и малым залом, где проходят читки, семинары, встречи. В глубине двора того же дома – театр с большим залом. Благодаря Гауди архитектура – царь и бог Барселоны. Двери здесь – произведение искусства: по центру в створки врезаны стекла, словно увеличенные в масштабе огромные очки. Сквозь эти увеличенные линзы, нацеленные на портрет Беккета в фойе театра, вы, еще не войдя в само здание, видите лицо Сэмюэля Беккета.

Программу современной русской драматургии театр «Сала Беккет» готов продолжить, но, как известно, Испания переживает финансовый кризис и денег на поддержку нашей драматургии у театра нет. Их первоочередная задача – поддерживать испанских и каталонских авторов. И, несмотря на то что наши СМИ любят поговорить о том, как плохо в Испании и в Греции, государственные институции там находят средства как на поддержку, так и на продвижение своей культуры за пределами собственной страны. В Центре драматургии в октябре прошлого года, когда состоялась «Мастерская на Беговой» и были представлены четыре эскиза спектаклей по пьесам современных каталонских авторов. Из Барселоны в Москву приехала целая делегация драматургов и представитель «Сала Беккет». Этот приезд с испанской стороны финансово поддержало сразу несколько организаций: институт «Каталонский язык и культура», Институт Сервантеса в Москве. На ответный визит в Испанию наших драматургов и режиссеров средств у государственных инстанций не нашлось. Частная инициатива куратора «Мастерской на Беговой» Полины Васильевой по финансовому обеспечению ответного визита в Барселону способствовала дальнейшему сотрудничеству.

Мы знаем, как много делается для продвижения своих культурных проектов, популяризации тех или иных имен Институтом Гете в Москве, Французским культурным центром. Такой институции у России до сих пор нет, а главное, нет и потребности в деле продвижения собственной культуры. Последнему стоит поучиться даже у тех стран Европы, которые считаются не вполне благополучными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
251
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
219
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
311
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
223

Другие новости