0
1670
Газета Интернет-версия

30.03.2012 00:00:00

Золотая награда в борьбе за Ялтинскую киностудию

Тэги: мастер и маргарита, фильм, кузнецова, костюм


мастер и маргарита, фильм, кузнецова, костюм Анна Кузнецова: "С Юрием Карой я работала над шестью фильмами".
Фото Ирины Романченко

Только в 2011 году, спустя чуть ли не два десятилетия после окончания съемок, кинокартина Юрия Кары «Мастер и Маргарита» вышла на экраны. Фильм сразу же был выдвинут на премию «Золотой орел» в двух номинациях и победил в одной из них – «Лучшая работа художника по костюмам». Вместе со своими московскими коллегами одну из статуэток получила жительница Ялты Анна Кузнецова. Курьезности ситуации придает тот факт, что в свое время она была уволена с Ялтинской киностудии по статье… «профнепригодность». О съемках «Мастера и Маргариты», непростой и редкой профессии художника по костюмам, а также ситуации на Ялтинской киностудии Анна КУЗНЕЦОВА рассказала Анатолию ХЛИВНОМУ специально для «НГ».

– Анна, фильм Юрия Кары вышел на экраны относительно недавно, хотя сняли его более 15 лет назад. Надеялись ли вы получить за работу награду?

– В то время, когда мы работали над фильмом, мы даже и не думали о том, чтобы получить за него награду. Это была в первую очередь интересная работа, которую нужно было сделать быстро, ведь это кино, сроки постоянно поджимают. Когда же фильм на долгие годы положили в ящик, о признании тем более речи не было.

– Сейчас бы вы что-то в своей работе над фильмом изменили?

– Думаю, что да, но сложно сказать, что конкретно. Больше бы деталей сделала, может, более красочными костюмы. А может, и хорошо, что вышло сурово. В целом мы (среди победителей в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» были еще Людмила Чекулаева, Ольга Полянская и Нина Коротких) своей работой довольны.

– Вас творчески режиссер не ограничивал?

– Никаких ограничений не было, тут он молодец. У Юрия Кары своя стратегия и тактика – он всегда набирает в свои фильмы единомышленников, таких людей, которым можно доверить воплощение своих мыслей. И часто работает повторно с теми же людьми. Он занимается своей работой, каждый департамент своей.

– То есть с ним легко работается, я так понимаю?

– С ним не очень легко работать тем, кто работает в первый раз. Но я с Юрием Карой сработалась. У меня с ним было шесть фильмов. После «Мастера и Маргариты» были еще «Я – кукла» (2002), «Интересные мужчины» (2003), «Королев» (2006), «Репортер» (2007), «Гамлет» (2009).

Он не любит разгильдяйства, лени, не любит, когда его обманывают. Очень быстро расстается с теми людьми, которые его не понимают. Но если уже сработался, то за таких людей держится.

– Почему именно вас Юрий Кара выбрал для создания костюмов римской эпохи?

– Когда начинали снимать «Мастера и Маргариту», мы заканчивали работу для фильма Толомуша Океева «Чингисхан». Делали для фильма очень многое: обувь, доспехи, одежду, оружие, реквизит. Всё это увидел Юрий Викторович Кара (он тогда работал в Ялте), поэтому и предложил нам сделать костюмы римской эпохи уже для его фильма. Конечно, эпоха Чингисхана – Х╡╡–XIII века и Израиль времен Христа – разные эпохи, но в подходе к работе они схожи.

– Сюжетная линия Иешуа снималась непосредственно в Израиле. Вам чем-то запомнился этот период?

– Безусловно. Израиль поразил нас уже на подлете, когда в иллюминаторы стали видны пески с холмами – это ощущение такой вечности! Как будто паришь над бескрайней рыже-желтой пустыней. Незабываемые впечатления, я лишь говорила: «Господи, оставь у меня в памяти эти пейзажи!» По прилете первое, что поразило, – все смеются и радуются! У нас это было время разрухи, все сумрачные были. В аэропорту ходили люди, которые следили, чтобы никто нигде пакетов не оставлял без присмотра – мы тогда не знали, что такое терроризм.

В городе Акка начались злоключения: нам сообщили, что груз с костюмами из Ялты вовремя не приедет. А поскольку мы были в стране по туристическим путевкам – так было гораздо дешевле, – всё было распланировано до дня. Съемки срываются. Продюсер Владимир Скорый собирался всех отправлять обратно домой. Нужно было спасать ситуацию, убедить продюсера подождать несколько дней и снимать именно с нашими костюмами и реквизитом. «Делегатом» выбрали меня. В четыре утра подняли и сказали: «Анна Ивановна, идите к продюсеру и расскажите, какие костюмы вы сделали». Нужно сказать, что стоило больших трудов убедить в том, что наши костюмы действительно хороши.

– Какие-то курьезные случаи были?

– Запомнился такой эпизод. Понтий Пилат сидит возле своей собаки, в это время Воланд, которого играл Валентин Гафт, должен проскакать на коне по узкому проходу. Речи о том, чтобы сидеть в седле самому Гафту, не могло и быть. Он панически боялся лошади, поэтому на общем плане сняли дублера. Но нужно было снять крупный план, когда Воланд только-только сошел с этой лошадки. Валентин Иосифович, пересилив себя, с большим трудом подошел к животному и достойно сыграл этот эпизод.


На съемках фильма "Империя пиратов" на Ялтинской киностудии.
Фото из личного архива Анны Кузнецовой

– С кем еще из режиссеров было интересно работать?

– Со всеми режиссерами по-своему интересно. Я в общей сложности работала более чем над 40 фильмами, это десятки режиссеров. Могу отметить одну из первых своих работ в качестве художника в кино. Это был фильм Евгении Жигуленко «В небе – ночные ведьмы». Сама Евгения Андреевна профессиональным режиссером не была, но много знала о войне, летала в полку ночных бомбардировщиков, имела звание Героя Советского Союза. В работе над фильмом была сложность: нужно было по костюму – а все герои ленты носили военную форму единого образца – передать характер героев. Для этого мы кому-то делали форму более новую, кому-то поношенную. Не менее интересной была работа над киносказкой режиссера Михаила Юзовского «После дождичка в четверг», где собрался превосходный актерский состав: Татьяна Пельтцер, Олег Табаков, Марина Яковлева, Семен Фарада, Валентина Талызина, Олег Анофриев и юная Марина Зудина. Я считаю эту ленту одной из лучших советских киносказок. Серьезной проверкой на профессионализм была работа в греческом фильме-феерии «Боги Олимпа», съемки которого осуществлялись в 1994 году в Греции, и в англо-канадском историческом фильме «Марко Поло: великие странствия», снятого в Крыму в 1997 году с участием голливудских звезд.

– Какой исторический период вам наиболее интересен для создания костюмов?

– Тот, над которым работаешь в данный момент. Ведь для создания костюма нужно очень много узнать, тогда тема в процессе работы становится интересной, хочется ее сделать как нельзя лучше. Каждый раз это по-новому захватывает.

– Не так давно вышел телесериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Вы можете сравнить костюмы двух этих фильмов?

– Совершенно по-другому сделана эта работа, соответственно и подход к костюмам разный. Мне кажется, костюмы, которые делали мы, достовернее, больше соприкасаются с тем временем. В картине Бортко костюмы более стилизованные, акцент делался на другие вещи.


Костюмы к фильму "Мастер и Маргарита".
Фото из личного архива Анны Кузнецовой

– Вас уволили в 2000 году с Ялтинской киностудии с формулировкой «профнепригодность». Полный нонсенс, учитывая вашу награду!

– В то время, когда меня в числе 150 работников Ялтинской киностудии увольняли, речи о том, что это из-за профнепригодности не было. Нас по одному вызывали в маленькую комнатушку и сообщали следующее: студия свою работу не прекращает, ищутся заказы. Но поскольку картин стали снимать значительно меньше, многие люди остаются невостребованными. Поэтому юридически вы будете уволены, а в нужный момент, когда будут заказы, мы вас вернем. Формулировка «профнепригодность» появилась значительно позже как жалкая попытка как-то оправдать разгон уникального высокопрофессионального коллектива. Сейчас всем понятно, что это делалось для того, чтобы довести киностудию до банкротства и иметь в будущем возможность свободно распоряжаться ялтинской землей. Конечно, обидно, ведь мы очень много сделали для студии. Когда я в 1974 году после окончания Одесского театрально-художественного училища приехала в Ялту, не было ни пошивочного цеха, ни костюмерной. Мы все создавали с нуля. Никто не предполагал, что вот так уйти за территорию студии – это навсегда! Больших картин так и не появлялось, их руководство и не искало. А те, кто приезжал снимать, например, клипы, приезжали со своими художниками, и мы оставались незатребованными.

– Что сейчас происходит с Ялтинской киностудией?

– В возрождении киностудии не заинтересованы ни собственник, ни государство, ни городские власти. Мы, члены Крымского отделения Национального союза кинематографистов Украины, боремся. Нас поддерживает Гражданский комитет Большой Ялты, который всячески препятствует тому, чтобы погибла киностудия со 100-летней историей, творческая общественность, жители города, собирающие подписи президентам Украины и России. Завоеванный «Золотой», как я его называю, «орёлик» станет знаменем борьбы за нашу любимую студию, поскольку я чувствую, что это не только моя премия, но и свидетельство того, насколько работоспособна была студия во все времена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1095
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1313
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1566
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1134

Другие новости