0
1589
Газета Интернет-версия

30.09.2011 00:00:00

Креативный кластер на золотом острове

Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"

Об авторе: Анастасия Геннадьевна Башкатова - обозреватель отдела экономики "НГ".

Тэги: фабрика, шоколад, красный октябрь, креатив, кластер


фабрика, шоколад, красный октябрь, креатив, кластер Производство легендарных "Аленок" перенесли в совершенно другое здание.
Фото РИА Новости

Город – живая материя, он трансформируется, пульсирует, перерождается, не стоит на месте. То разрастается и захватывает пригороды, передвигая свои границы, то проводит апгрейд давно отстроенных районов. Апгрейд, судя по ежегодным московским сводкам о противостоянии застройщиков и «архнадзирателей», часто оказывается бессмысленным и беспощадным. Болезненным. По живому. С побочными действиями, одно из которых амнезия – забывчивость по отношению к старине.

Город – среда обитания, на которую постепенно замыливается глаз, ее рано или поздно перестаешь замечать. Город для горожанина – то бытие, с которым так до конца и не ясно, кто же кого определяет: бытие сознание или сознание бытие. Существующий по своим законам город влияет на мировоззрение горожан и чертит в их картине мира свои маршруты или мировоззрение горожан, почти как в фильме Inception, подстраивает под себя городское пространство?

Вне зависимости от ответа на вопрос о первопричинах город – это еще и база данных, хранилище закодированной информации, которая поддается дешифровке. Архитектура нема лишь на первый взгляд, а на второй – ее язык богат стилистически и содержательно. Здания – не просто «коробки» с окнами, но и символы эпохи, вехи, фиксирующие представления прошлых и нынешних поколений о красоте, пользе и даже добре и истине. На облике города прямо или косвенно сказываются экономические, политические, социальные процессы. Так, камерную деревянную Москву, приземистую «большую деревню» разорвали однажды устремившиеся в небо сталинские высотки-гиганты, которые вселяют в маленького человека языческий трепет перед величием «идола» и будто хотят задавить любого инакомыслящего. Со временем их догнали бесцеремонные высотки госкорпораций, стеклянные башни деловых центров – нелепые, хрупкие на вид предвестники будущей финансовой утопии, до сих пор не достроенные замятинские интегралы.

И вот, попробовав расти вширь (осваивая пригороды), ввысь (взмывая в небо) и вглубь (погружаясь под землю, где метро, таинственная инфраструктура, минус-этажи торговых центров), город устремился внутрь самого себя, внутрь своих зданий. Он занялся де- и реконструкцией старых, ставших уже привычными и родными объектов. Эта де- и реконструкция коснулась не только строений как таковых, но и их концепции, функциональной принадлежности: здание не просто перестраивается, а помещается в совершенно новый для него контекст и наделяется неожиданными функциями.

Веяние постиндустриальной эпохи – промышленность выводится на окраины или за пределы мегаполисов. А бывшие промышленные районы трансформируются в «креативные кластеры» – мозговые центры интеллектуалов, инкубаторы для личностного роста и самореализации, независимые арт-зоны, мини-острова для будущих элитных поселений. Прежнее, узнаваемое здание прочитывается по-новому. Под старой вывеской, которая пробуждает ностальгию, преподносится принципиально иной архитектурный и городской проект, продвигающий особую философию жизни.

Одним из таких «креативных кластеров» в Москве стала кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (занимает западную часть Болотного острова). Основанная в конце XIX века уроженцем Берлина Теодором Фердинандом фон Эйнемом фабрика меняла свое местоположение несколько раз: сначала располагалась на Арбате, потом переезжала на другие центральные улицы, среди которых Петровка, перебиралась на Софийскую и, наконец, Берсеневскую набережные. В 2000-х годах фабрика вместе с «Бабаевским» и «Рот Фронтом» вошла в холдинг «Объединенные кондитеры» и переселилась на Малую Красносельскую улицу. Полностью цеха с Болотного острова уехали в 2007 году. Однако арт-освоение фабричных территорий началось намного раньше – еще в 2004 году, когда в помещениях бывших гаражей художник Владимир Дубосарский открыл культурный центр «АРТСтрелка».

Изначально предполагалось, что художники пробудут на «Красном Октябре» пару лет, потом владельцы земли – которые также контролируют и «Объединенных кондитеров» – планировали построить на фабричной территории элитный жилой район с объектами городской инфраструктуры «Золотой остров». Но «АРТСтрелка» просуществовала около пяти лет. И кризис внес свои коррективы – строительство элитного района пока отложили. Тем самым у представителей креативных профессий в распоряжении оказался действительно очень привлекательный для работы «кластер». А у владельцев земли – способ заработать на реализацию будущих проектов, сдавая в центре города в аренду обширные фабричные помещения.


Снаружи "Красный Октябрь" действительно красен – во всех смыслах этого слова.
Фото предоставлено компанией "Гута-Девелопмент"

Честно говоря, это место меня давно заинтриговало. Ведь в нем все сходилось идеально: ассоциации с детством, постоянные рассказы о запахе шоколада вокруг «Красного Октября», расположение на острове, концентрация в одном месте творческого потенциала самых разных людей – от художников до архитекторов и журналистов. На территории обновленного «Красного Октября» сейчас насчитывается около 200 арендаторов. В их числе галереи, выставочные залы, рестораны, отели, магазины, фотостудии, образовательные и спортивные центры, офисы, редакции телеканала «Дождь» и «Коммерсант ТV», журналов «Сноб» и «Большой город», проекта Openspase.ru и т.д. И все это располагается в бывших цехах, в красных кирпичных стенах, которые снаружи обвиты жилистыми проводами коммуникаций. Боксерский клуб для белых воротничков занял бывший конфетный цех, модный ресторан поселился в помещении фабричного Дома культуры, центр фотографии расположился в бывшем упаковочном цехе, а в шоколадном цехе теперь находится вместительный выставочный зал. При этом помещения, приняв новых «жителей», сохранили свой исторический вид. Так, пол бывшего шоколадного цеха в некоторых местах устлан металлической плиткой – по ней перевозили тяжелые грузы. Колонны шоколадного цеха сделаны из чугуна (так для фабрики было надежнее), но снаружи имитируют камень.

Шоколадом в бывших цехах не пахнет. Как поясняют «поселенцы» «Красного Октября», за такой срок запах успел выветриться. Но особая атмосфера кондитерской фабрики никуда не делась. На каждом шагу бросается в глаза двойственная природа «Красного Октября» – сугубо индустриального объекта, который занимался выпуском сладостей, неизменных спутников праздника. Отсюда сочетание в его облике какой-то городской тревоги, тоски промышленных районов и одновременно домашнего уюта, радости, которая возникает при виде красивой упаковки любимых конфет.


Бывший шоколадный цех теперь стал выставочным залом.
Фото предоставлено компанией "Гута-Девелопмент"

Снаружи «Красный Октябрь» действительно красен – во всех смыслах этого слова. Некоторая неловкость начинается лишь внутри. Помещения выглядят изнутри несколько потеряно, они словно разрываются между прошлым, настоящим и будущим: помнят своих прежних «поселенцев», работников кондитерской фабрики, постепенно привыкают к новым «жителям» «креативного кластера» и при этом робко замирают в ожидании тех изменений, которые еще предстоит пережить острову в неопределенном будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
669
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
747
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1072
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
861

Другие новости