0
1985
Газета Интернет-версия

23.09.2011 00:00:00

Перестройка на Винзаводе

Тэги: винзавод, перемены, троценко


винзавод, перемены, троценко Софья Троценко: "На господдержку мы не рассчитываем".
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Центр современного искусства Винзавод ждет перемен. В начале октября стартует проект «Платформа» – под чутким художественным руководством Кирилла Серебренникова здесь объединятся театр, танец, музыка и медиа. Вскоре появится «Территория дизайна», которая будет помогать молодым дизайнерам. А у площадки для начинающих художников СТАРТ откроется интернет-портал. В перспективе на Винзаводе – создание музея современного искусства. О больших планах первого московского арт-кластера корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ рассказала директор Винзавода Софья ТРОЦЕНКО.

– Винзавод – один из самых успешных примеров арт-кластера. Зачем понадобился музей?

– Практически с самого момента открытия Винзавода меня спрашивали, как он будет развиваться. Арт-кластеры в нашей стране – явление последних четырех-пяти лет. Они ориентированы на работу с современной, актуальной культурой, с молодыми, активными людьми и должны двигаться вперед, расти, развиваться вместе с ними. Создание современного музея – один из путей развития арт-кластера, тем более что в России классические музеи развиваться перестали – нет никаких интерактивных программ, неудобные для публики часы работы, неинтересные экспликации, плохая полиграфия. Наш музей будет совершенно другим.

У нас и сейчас иногда проходят музейные проекты – например, в конце октября откроется выставка «Люди и город» – 70 работ выдающихся художников и фотографов ХХ века про взаимодействие человека с городским пространством.

– Вам нужен музейный статус?

– Не только статус, но и качество площадки – на существующих мы не все выставки можем показать просто в силу технических моментов.

– Хотите размежеваться с коммерческим галерейным бизнесом?

– Винзавод не имеет к галереям никакого отношения, кроме того, что они здесь арендуют помещения. Каждая галерея – самостоятельная культурная институция.

– Своим обликом Винзавод во многом обязан Александру Бродскому. Сейчас я знаю, вы объявите закрытый конкурс, и тем не менее – какого архитектора хотелось бы видеть?

– Одна из возможных кандидатур – Сергей Чобан. Возможно, мы также пригласим к участию в конкурсе архитекторов из Японии и Кореи.

– Почему конкурс закрытый?

– Нам не нужен пиар, который принес бы открытый конкурс. И у нас нет цели превратить рабочий момент в тусовку – хочется гарантированно получить качественный результат.

– Насколько я понимаю, вы хотите построить довольно внушительное здание.

– Общая площадь предположительно составит около 10 тысяч квадратных метров, из которых половина – экспозиционное пространство. Плюс лекционный зал и кинозал, детский центр, депозитарий – все, как теперь принято. И я обязательно хочу сделать просторный холл – чтобы людям было комфортно и не приходилось протискиваться к искусству через узкую дверь.

– Кириллу Серебренникову под проект «Платформа» выделили государственный грант. У вас господдержка будет?

– Очень хорошо, что Серебренникову дают этот грант. Правда, пока есть обещание, денег еще нет – но я надеюсь, все получится. А музей будет существовать на частные средства – в частности, от попечителей фонда Винзавода. На господдержку мы не рассчитываем, но если она придет, будем очень рады. В любом случае, если обращаться к государству, сначала нужно определиться с концепцией музея и с тем, как он будет выглядеть.

– Концепции еще нет?

– Мы сейчас над ней работаем – надеюсь, за осень справимся. И еще где-то полгода понадобится для выбора архитектора и работы с архитектурным проектом.

– Коллекцию для музея будете собирать?

– Мы в меньшей степени нацелены на научную работу и специально создавать коллекцию не собираемся. Но в музейной жизни без коллекции не обойтись – поэтому да. Так как цель Винзавода – поддержка и развитие современного российского искусства, думаю, в музее мы продолжим эту политику. Хотя это никак не исключает западных выставочных проектов – полагаю, их будет не меньше половины.

– Эта коллекция уже родилась?

– Она рождается по мере работы проекта СТАРТ, то есть из работ молодых художников, чья биография сейчас активно развивается. На сегодняшний день у нас 23 выпускника проекта.

– Классиков contemporary art будете покупать?

– Зависит от того, какой будет музейная концепция.

– У музея будет постоянная экспозиция или вы будете показывать свое собрание на выставках?

– Еще раз повторюсь – об этом пока рано говорить, концепция музея еще формируется.

– Ваши личные художественные привязанности совсем не будут влиять на музейную жизнь, на формирование коллекции?

– Нет, как сейчас они не влияют на деятельность Винзавода. У музея будет директор и главный куратор плюс, видимо, какой-то сменный кураторский совет. Лучше, чтобы директором стал западный человек. Это важно, ведь российское искусство не должно вариться в собственном котле, его нужно включить в международный контекст, и иностранцы лучше знают, как это сделать.

– Есть Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства давно заявил о своих планах строить музей. Как вы разграничите сферы деятельности?

– У директора ММСИ Василия Церетели несколько площадок и своя концепция. Но в любом случае для такого большого города, как Москва, недостаточно одного музея современного искусства. У ГЦСИ – свое руководство и свое видение ситуации. А мы находимся в поиске – и концепции, и кураторского состава.

– Может, стоило объединить усилия, государственную и частную инициативу?

– Можно все взять и объединить, но тогда не будет разного видения.

– Возвращаясь к упомянутой «Платформе» Серебренникова, как, по-вашему, этот проект привлечет на Винзавод нового зрителя?

– Концепция «Платформы» – пересечение современного театра, танца, музыки и медиа плюс серия мастер-классов и лекций по каждому направлению. Наверняка определенный блок интересующихся исполнительским искусством людей начнет приходить к нам.


Винзавод ждут большие перемены.
Фото PhotoXPress.ru

– Когда стартует проект «Ария», которым откроется «Платформа», и что за режиссеры будут в нем задействованы?

– Премьера назначена на 7 октября. Но «Платформа» – площадка для проектной, а не репертуарной работы. На данный момент могу назвать кураторов проекта: Аристарх Чернышов и Алексей Шульгин будут заниматься направлением медиа, Сергей Невский – музыкой, Елена Тупосева – танцем. Кирилл Серебренников, естественно, возглавит театральное направление и будет художественным руководителем всего проекта.

– Кирилл обещал привлекать к «Платформе» разных режиссеров – вам известны какие-нибудь имена?

– Мы никоим образом не вмешиваемся в его политику, хотя некоторые имена мне известны. Уверена, на официальной пресс-конференции по поводу запуска «Платформы» 3 октября Кирилл назовет их сам.

– Что лежит в основе проекта СТАРТ – желание дать художникам путевку в жизнь или же первичной была нехватка новых имен на арт-сцене?

– Наверное, первое. СТАРТ вообще появился «по заявкам»: как только Винзавод заработал, стали поступать сотни писем от молодых художников и самых разных арт-деятелей со всей страны с вопросами, как себя показать, реализовать, просьбами помочь. Когда таких заявок накопилось очень много, мы поняли, что надо что-то с ними делать. С одной стороны, было много молодых неизвестных пока имен, которые не знали, как о себе рассказать, а с другой – жалобы на отсутствие молодых имен на художественной сцене. СТАРТ задумывался как связующее звено между этими двумя проблемами. С самого начала мы обозначили достаточно жесткие требования: у художника не может быть больше трех групповых выставок, не должно быть западного образования. Сейчас, поскольку заявок на участие в СТАРТе больше 10 тысяч и они продолжают приходить, мы решили сделать общероссийский интернет-портал СТАРТ, который объединял бы людей современного искусства. Сейчас мы обкатываем механизм и скоро запустим. Заявки будут приходить на сайт и будут видны лишь членам экспертного совета, который мы стараемся сделать максимально широким для более объективного взгляда. Туда войдут и галеристы, и кураторы, и критики, и состоявшиеся художники. Когда какой-то проект наберет больше, скажем, 50 голосов, то попадет в открытый доступ и с ним сможет работать новый куратор СТАРТа Елена Яичникова.

– А как будет работать проект «Территории дизайна»?

– Функционировать он будет по принципу СТАРТа, только ориентируясь на молодых дизайнеров. Тут мы уже не ограничиваем людей требованиями не иметь профильного западного образования: на равных условиях будут участвовать студенты и начинающие дизайнеры. Дизайн сейчас востребован, но тут тоже есть такая же проблема с молодыми именами: российские компании не делают заказов нашим молодым дизайнерам, так как у них нет опыта, нет образования, нет «звездного» статуса, как у их западных коллег. В итоге получается странная схема: русские дизайнеры уезжают за границу, устраиваются работать в западные бюро и уже оттуда их приглашают в Россию. Мы хотим сломать эту схему и планируем сотрудничать с различными компаниями, работающими в промышленном дизайне. Цель «Территории дизайна» – соединить молодых талантливых российских дизайнеров с потенциальными заказчиками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1269
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
804
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1538
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1486

Другие новости