Софья Троценко: "На господдержку мы не рассчитываем".
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Центр современного искусства Винзавод ждет перемен. В начале октября стартует проект «Платформа» – под чутким художественным руководством Кирилла Серебренникова здесь объединятся театр, танец, музыка и медиа. Вскоре появится «Территория дизайна», которая будет помогать молодым дизайнерам. А у площадки для начинающих художников СТАРТ откроется интернет-портал. В перспективе на Винзаводе – создание музея современного искусства. О больших планах первого московского арт-кластера корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ рассказала директор Винзавода Софья ТРОЦЕНКО.
– Винзавод – один из самых успешных примеров арт-кластера. Зачем понадобился музей?
– Практически с самого момента открытия Винзавода меня спрашивали, как он будет развиваться. Арт-кластеры в нашей стране – явление последних четырех-пяти лет. Они ориентированы на работу с современной, актуальной культурой, с молодыми, активными людьми и должны двигаться вперед, расти, развиваться вместе с ними. Создание современного музея – один из путей развития арт-кластера, тем более что в России классические музеи развиваться перестали – нет никаких интерактивных программ, неудобные для публики часы работы, неинтересные экспликации, плохая полиграфия. Наш музей будет совершенно другим.
У нас и сейчас иногда проходят музейные проекты – например, в конце октября откроется выставка «Люди и город» – 70 работ выдающихся художников и фотографов ХХ века про взаимодействие человека с городским пространством.
– Вам нужен музейный статус?
– Не только статус, но и качество площадки – на существующих мы не все выставки можем показать просто в силу технических моментов.
– Хотите размежеваться с коммерческим галерейным бизнесом?
– Винзавод не имеет к галереям никакого отношения, кроме того, что они здесь арендуют помещения. Каждая галерея – самостоятельная культурная институция.
– Своим обликом Винзавод во многом обязан Александру Бродскому. Сейчас я знаю, вы объявите закрытый конкурс, и тем не менее – какого архитектора хотелось бы видеть?
– Одна из возможных кандидатур – Сергей Чобан. Возможно, мы также пригласим к участию в конкурсе архитекторов из Японии и Кореи.
– Почему конкурс закрытый?
– Нам не нужен пиар, который принес бы открытый конкурс. И у нас нет цели превратить рабочий момент в тусовку – хочется гарантированно получить качественный результат.
– Насколько я понимаю, вы хотите построить довольно внушительное здание.
– Общая площадь предположительно составит около 10 тысяч квадратных метров, из которых половина – экспозиционное пространство. Плюс лекционный зал и кинозал, детский центр, депозитарий – все, как теперь принято. И я обязательно хочу сделать просторный холл – чтобы людям было комфортно и не приходилось протискиваться к искусству через узкую дверь.
– Кириллу Серебренникову под проект «Платформа» выделили государственный грант. У вас господдержка будет?
– Очень хорошо, что Серебренникову дают этот грант. Правда, пока есть обещание, денег еще нет – но я надеюсь, все получится. А музей будет существовать на частные средства – в частности, от попечителей фонда Винзавода. На господдержку мы не рассчитываем, но если она придет, будем очень рады. В любом случае, если обращаться к государству, сначала нужно определиться с концепцией музея и с тем, как он будет выглядеть.
– Концепции еще нет?
– Мы сейчас над ней работаем – надеюсь, за осень справимся. И еще где-то полгода понадобится для выбора архитектора и работы с архитектурным проектом.
– Коллекцию для музея будете собирать?
– Мы в меньшей степени нацелены на научную работу и специально создавать коллекцию не собираемся. Но в музейной жизни без коллекции не обойтись – поэтому да. Так как цель Винзавода – поддержка и развитие современного российского искусства, думаю, в музее мы продолжим эту политику. Хотя это никак не исключает западных выставочных проектов – полагаю, их будет не меньше половины.
– Эта коллекция уже родилась?
– Она рождается по мере работы проекта СТАРТ, то есть из работ молодых художников, чья биография сейчас активно развивается. На сегодняшний день у нас 23 выпускника проекта.
– Классиков contemporary art будете покупать?
– Зависит от того, какой будет музейная концепция.
– У музея будет постоянная экспозиция или вы будете показывать свое собрание на выставках?
– Еще раз повторюсь – об этом пока рано говорить, концепция музея еще формируется.
– Ваши личные художественные привязанности совсем не будут влиять на музейную жизнь, на формирование коллекции?
– Нет, как сейчас они не влияют на деятельность Винзавода. У музея будет директор и главный куратор плюс, видимо, какой-то сменный кураторский совет. Лучше, чтобы директором стал западный человек. Это важно, ведь российское искусство не должно вариться в собственном котле, его нужно включить в международный контекст, и иностранцы лучше знают, как это сделать.
– Есть Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства давно заявил о своих планах строить музей. Как вы разграничите сферы деятельности?
– У директора ММСИ Василия Церетели несколько площадок и своя концепция. Но в любом случае для такого большого города, как Москва, недостаточно одного музея современного искусства. У ГЦСИ – свое руководство и свое видение ситуации. А мы находимся в поиске – и концепции, и кураторского состава.
– Может, стоило объединить усилия, государственную и частную инициативу?
– Можно все взять и объединить, но тогда не будет разного видения.
– Возвращаясь к упомянутой «Платформе» Серебренникова, как, по-вашему, этот проект привлечет на Винзавод нового зрителя?
– Концепция «Платформы» – пересечение современного театра, танца, музыки и медиа плюс серия мастер-классов и лекций по каждому направлению. Наверняка определенный блок интересующихся исполнительским искусством людей начнет приходить к нам.
Винзавод ждут большие перемены. Фото PhotoXPress.ru |
– Когда стартует проект «Ария», которым откроется «Платформа», и что за режиссеры будут в нем задействованы?
– Премьера назначена на 7 октября. Но «Платформа» – площадка для проектной, а не репертуарной работы. На данный момент могу назвать кураторов проекта: Аристарх Чернышов и Алексей Шульгин будут заниматься направлением медиа, Сергей Невский – музыкой, Елена Тупосева – танцем. Кирилл Серебренников, естественно, возглавит театральное направление и будет художественным руководителем всего проекта.
– Кирилл обещал привлекать к «Платформе» разных режиссеров – вам известны какие-нибудь имена?
– Мы никоим образом не вмешиваемся в его политику, хотя некоторые имена мне известны. Уверена, на официальной пресс-конференции по поводу запуска «Платформы» 3 октября Кирилл назовет их сам.
– Что лежит в основе проекта СТАРТ – желание дать художникам путевку в жизнь или же первичной была нехватка новых имен на арт-сцене?
– Наверное, первое. СТАРТ вообще появился «по заявкам»: как только Винзавод заработал, стали поступать сотни писем от молодых художников и самых разных арт-деятелей со всей страны с вопросами, как себя показать, реализовать, просьбами помочь. Когда таких заявок накопилось очень много, мы поняли, что надо что-то с ними делать. С одной стороны, было много молодых неизвестных пока имен, которые не знали, как о себе рассказать, а с другой – жалобы на отсутствие молодых имен на художественной сцене. СТАРТ задумывался как связующее звено между этими двумя проблемами. С самого начала мы обозначили достаточно жесткие требования: у художника не может быть больше трех групповых выставок, не должно быть западного образования. Сейчас, поскольку заявок на участие в СТАРТе больше 10 тысяч и они продолжают приходить, мы решили сделать общероссийский интернет-портал СТАРТ, который объединял бы людей современного искусства. Сейчас мы обкатываем механизм и скоро запустим. Заявки будут приходить на сайт и будут видны лишь членам экспертного совета, который мы стараемся сделать максимально широким для более объективного взгляда. Туда войдут и галеристы, и кураторы, и критики, и состоявшиеся художники. Когда какой-то проект наберет больше, скажем, 50 голосов, то попадет в открытый доступ и с ним сможет работать новый куратор СТАРТа Елена Яичникова.
– А как будет работать проект «Территории дизайна»?
– Функционировать он будет по принципу СТАРТа, только ориентируясь на молодых дизайнеров. Тут мы уже не ограничиваем людей требованиями не иметь профильного западного образования: на равных условиях будут участвовать студенты и начинающие дизайнеры. Дизайн сейчас востребован, но тут тоже есть такая же проблема с молодыми именами: российские компании не делают заказов нашим молодым дизайнерам, так как у них нет опыта, нет образования, нет «звездного» статуса, как у их западных коллег. В итоге получается странная схема: русские дизайнеры уезжают за границу, устраиваются работать в западные бюро и уже оттуда их приглашают в Россию. Мы хотим сломать эту схему и планируем сотрудничать с различными компаниями, работающими в промышленном дизайне. Цель «Территории дизайна» – соединить молодых талантливых российских дизайнеров с потенциальными заказчиками.