Лариса Винжегина и Александр Аксенов в спектакле «Риголетто».
Фото автора
Слышали ли вы, чтобы оперу исполняли в камерном зале, размером чуть больше площадки уличного балаганчика? Наверное, для каждого это немного откровение. Особенно когда кроме законных для жанра страстей спектакль «Риголетто. Сеанс оперы» пленяет голосами артистов театра «Экспромт» – Александра Аксенова, Виталия Маслакова, Натальи Красавиной и Анастасии Премининой. Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Наталья Тимофеева, осовременила драму, придумав сюжетный ход, переносящий героев в настоящее время. В салон к медиуму доктору Спара приходит странный человек со шрамом на щеке; погрузив его в транс, доктор понимает, что в прошлой жизни он был Риголетто. В этот момент начинает работать сценография Ивана Миляева, придумавшего, что сквозь время персонажей должно переносить разноцветное мерцающее колесо, крутящееся на заднике сцены. Его прообраз – знаменитое витражное окно-роза на фасаде собора Парижской Богоматери. Под вопли и вздохи химер и фурий дьявольское колесо вращается быстрее, подчеркивая динамику и накал страстей, бушующих на сцене, вплоть до того момента, когда отец обнаруживает в мешке тело возлюбленной дочери.
При упоминании о детском театре на ум в первую очередь приходит Театр имени Натальи Сац. Но оказывается, в Москве уже 20 лет работает Московский детский музыкальный театр «Экспромт» под руководством актрисы, режиссера и педагога Людмилы Ивановой (в прошлом году театр отметил свой юбилей). Трудно найти человека, который не знал бы ее визитной карточки – роли общественно активного бухгалтера Шурочки в фильме «Служебный роман». Когда в 90-е Иванову выбрали депутатом, у нее возникла идея создать детский музыкальный театр, основанный на семейном принципе. Первыми актерами были студенты ГИТИСа, где Иванова преподавала. Имея в активе спектакль «Крошечка-Хаврошечка и волшебная корова», написанный ею в соавторстве с мужем, физиком и поэтом Валерием Миляевым, и композитором Виктором Фридманом, а также «Доходное место» по Островскому, они и образовали «Экспромт». Первым режиссером стала педагог ГИТИСа Жанна Тертерян, художником-постановщиком – сын Ивановой Иван Миляев. Театр работал в маленьком зале на Чистых прудах – «красном уголке», где Иванова принимала население, будучи депутатом. Размер этого зала (всего 77 мест) стал знаковым: именно такая сцена разбивает барьер между актерами и зрителями, рождая у последних ощущение соучастия.
Никого не удивит, что в детских спектаклях задействуют кукол. Именно такой спектакль задумали в «Экспромте» – премьера «Волшебного чая» состоится в июне. «Когда мы готовились к постановке, переработали несколько китайских сказок, – поделился Иван Миляев. – Сначала просто хотели рассказать о Китае, чтобы вместо национализма у детей возникал интерес к этой стране. В процессе мы поняли, что ключевыми образами могут стать волшебный лекарственный чай, а еще дракон как одна из важнейших фигур китайского фольклора». Колорит Поднебесной подчеркнут куклы, которые сделает Тульский кукольный театр. «Идея возникла неслучайно, – замечает Миляев. – Китай – родина теневого и тростевого кукольных театров».
Из китайского реквизита на сцене пока лишь красный столик со столешницей в форме пагоды да плетеные пуфики. Однако благодаря актерам Елене Костиной, Игорю Журавихину, Андрею Богданову, Ирине Шальневой, Виктории Болуковой и мелодиям композитора Елены Фиштик на прогонах материализуется кусочек Китая – с нищими, волшебниками, деревенскими бедняками, рисом, драконами и горами. «Мы обратили внимание, что китайские сюжеты часто завязаны на деньгах, – рассказал Игорь Журавихин. – На этом построен и сюжет «Волшебного чая»: деньги, которые, казалось бы, должны принести благо, становятся наказанием. Думаю, эта тема сегодня как нельзя актуальна для всего мира, утратившего ориентиры на духовность».
«Для меня очень важно, что в этой сказке я впервые играю маму, – замечает Елена Костина. – Это драматичная роль, по сюжету сказки мать теряет своего сына». Елена Костина не только «мама», но и педагог Студии эстетического воспитания детей при МДМТ «Экспромт», где по контрасту с далеким Востоком ставят отечественные «Беду от нежного сердца» Владимира Соллогуба и «Сказ про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» Лермонтова. Воспитанники декламируют стихи Маяковского, Цветаевой, Есенина, Галича, а еще репетируют «Снегурочку» по Островскому, премьера которой состоится в рамках московского театрального фестиваля «На Чистых прудах» среди непрофессиональных детско-юношеских коллективов.