0
3429
Газета Интернет-версия

26.02.2010 00:00:00

Игры самовыражения

Тэги: намин, музыка, юбилей


намин, музыка, юбилей Стас Намин: "Я никогда всерьез шоу-бизнесом не занимался".
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

В этом году легендарной группе «Цветы» исполняется 40 лет. Лидер группы – Анастас Микоян, больше известный как Стас Намин, давно стал культовой фигурой последних десятилетий. Музыканта, композитора, продюсера, художника, фотографа, режиссера, антрепренера, наконец, бизнесмена Намина иначе как новатором не называют. Это он открыл первый в России независимый продюсерский центр. Организовал первые международные музыкальные фестивали. Первый негосударственный симфонический оркестр. Первый театр мюзикла. Стас Намин рассказал Юлии Горячевой о рок-н-ролле, шоу-бизнесе и о том, что такое самовыражение.

– Стас, в связи с юбилеем группа «Цветы» недавно выпустила альбом под названием «Назад в СССР». Он был записан в Англии, на легендарной студии Abbey Road, где в 1969 году был подготовлен последний альбом Beatles.

– Я как раз тогда только создал группу. А ровно через 40 лет мы записали альбом «Назад в СССР», подразумевая возвращение назад, в молодость. У Beatles это было хулиганство: они ведь никогда не были в СССР. А у нас-то действительно Back in the USSR. Большинство песен было написано в советские годы, когда мы были суперпопулярны. Нас, правда, под тем или иным предлогом с трудом записывали, пытались запретить. Менялся состав. Многое записывалось разрозненно. Что-то тогда вообще не удалось записать. Мы сделали сейчас песни с 1969 по 1983 год. В общем, через 40 лет восстановили историческую справедливость.

– В юбилейном буклете вашей группы – фотографии Beatles и Rolling Stones, размещенные напротив музыкантов современного состава команды. Любопытные аллюзии.

– Когда в 1986 году я попал в США, Йоко Оно, вдова Леннона, пригласила к себе домой, в Дакоту. Два дня с ней сидели! Она рассказала всю историю группы. Как с самого начала Beatles запрещались. Как их называли волосатыми подонками. Именно поэтому они оделись в костюмы, стараясь в классику уйти. Чтобы хулиганство сбалансировать. Beatles я впервые услышал где-то в 1963-м. В Суворовском училище, куда я поступил после четвертого класса. До Beatles я уже слушал, к примеру, Shadows и Ventures. Но группу свою я начал делать именно из-за Beatles. Думаю, не только меня – всех в мире – они одинаково торкнули. Там были такие мощные вибрации и такая свобода, которая, пожалуй, только в рок-н-ролле и существует! Эта бесконтрольная свобода, собственно, и есть естество любого нормального человека. С точки зрения творчества они были кумиры.

Потом уже мы разбирались, о чем поют. В принципе She loves you e-e-e и All my loving понятно всем.

– На новом альбоме заключительная композиция «Свет и радость» существенно выделяется среди остальных песен.

– Первая версия этой песни появилась в 1974 году, с иным, правда, смыслом. Я тогда начал под влиянием Мy sweet Lord Джорджа Харрисона увлекаться индийской философией. Сейчас переделал и слова, и музыку в припеве. Пять конфессий собрал вместе: архиепископ и православный монашеский хор, и буддийский монах из Тибета, и мулла из Мекки, и раввины записывали с нами эту песню. Этнические музыканты играли на аутентичных инструментах. Всемирно известный армянский музыкант Дживан Гаспарян, с которым я сейчас делаю диск, тоже участвовал. Песня стала гимном нашего движения «Единый мир». Гимном экуменизму. Убежден, единство – в многообразии. Его я считаю главной формулой существования человека. Месседж получился!

– «Цветы» для многих были замечательной предстартовой площадкой. Возьмем, к примеру, Игоря Саруханова, Константина Никольского, Александра Малинина┘ Музыканты чувствовали, что для вас многое в кайф, и поэтому тянулись к вам? Или их привлекало что-то другое?

– Не могу вам этого сказать. Мы просто пели про любовь. И делали это с кайфом. Поэтому и песни звучали по-другому. Вот, к примеру, Юра Антонов сделал очень красивую песню для «Голубых гитар», но ансамбль был совковым. И песня затерялась! А если бы эту песню спели «Цветы», то она б в десятку попала!

Мы были предтечей рок-н-ролла в России (интересно, что, когда мы появились, считались опасными). Потом появилась «Машина времени». Затем – «Аквариум». И они тоже вели полуподпольное существование. На наш юбилей приходит весь цвет отечественного рок-н-ролла. Несмотря на то что песни у нас невинные, рок-н-ролл нас очень уважает. Все воспитывались на наших песнях. От Шевчука до Ревякина!

– У вас сейчас еще один юбилей – возглавляемому вами Театру музыки и драмы – 10 лет. Какова история создания театра?

– В 1970-х годах я увлекся театром. Ходил на Таганку. На спектакли Анатолия Васильева (к примеру, на премьеру его «Серсо»). На московскую премьеру толстовского «Холстомера» БДТ. На все, что было тогда модно, ходил. Не могу сказать, что мне все нравилось. Тем не менее у меня сложилось свое театральное мировоззрение. Потом окончил высшие сценарные и режиссерские курсы при Госкино СССР. Ставил театральные курсовые работы. В конце 90-х был в Лос-Анджелесе, и меня мой товарищ Майкл Батлер, продюсер бродвейского мюзикла «Волосы», пригласил на премьеру этого спектакля в Лос-Анджелесе. Совершенно неожиданно для себя я увидел другого рода музыкальный спектакль, чем у нас в России. Другой культуры. Который построен ни на оперетте, ни на музыкальном театральном языке. Поэтому мне показалось интересным создать коллектив нового типа. В нашем театре работают одни и те же люди и как драматические актеры, и как вокалисты. (В качестве музыкантов – «Цветы».) Самое главное – создать основу. Чтоб мюзикл стал драматическим спектаклем. Не просто эстрадой! На наших мюзиклах часто бывает так, что люди просто плачут. «Волосы» у нас 10 лет не сходят со сцены с аншлагами, «Иисус Христос – суперзвезда» – девять.

– У вас, кажется, в планах «Мастер и Маргарита» при участии Роберта Де Ниро?

– Обсуждали эту тему с ним недавно. Пару лет назад с Лужковым и правительством Москвы пришли к конкретным решениям о реконструкции и превращении территории Зеленого театра в современный развлекательный театрально-концертный комплекс. Первый большой спектакль планируем сделать с Де Ниро.

– А как вы себя идентифицируете?

– Хороший вопрос. Не могу ответить. Есть разные определения. Что такое профессия? То, на чем делаешь деньги? Или – что делаешь профессионально?

– Вы по-прежнему занимаетесь проектами с недвижимостью? На вашем личном сайте «Станбет девелопмент» позиционируется лаконично. Даны чертежи «Башни России» делового комплекса «Москва-Сити» да бизнес-центра фирмы «ЮКОС».

– Я вообще многими вещами занимался┘ Но мне не очень интересно говорить про мою жизнь, связанную не с искусством. Бизнес для меня – вынужденное занятие зарабатывать на хлеб. Как мешки в порту таскать! Для меня же искусство, которым я пытаюсь заниматься, является хлебом, на который приходится зарабатывать деньги. Считаю единственным ценным в жизни то, что затрагивает сердце. Когда мурашки бегают! Иначе смысла нет заниматься. А в проекте «Москва-Сити» я участвовал скорее в архитектурном плане.

– У вас в прошлом много проектов связано с шоу-бизнесом. Есть мнение, что он довольно жесткая вещь.

– Скорее нечистая. А чего там жесткого-то? Жесткость – это совсем другое.

– Вы поэтому переместились в сторону театральной деятельности?

– Я никогда всерьез шоу-бизнесом не занимался. Когда создавал в России его основы – то еще не был шоу-бизнес. Какой же это шоу-бизнес, когда денег – дохода – нет? А я вкладывал туда деньги, а не зарабатывал. Потом уже через какое-то время начали появляться постсоветские зачатки шоу-бизнеса. Как внебрачное дитя. Я тогда и понял, что этот бизнес мне неинтересен.

– Скажите, а с различными психотехниками вы знакомы?

– Мой товарищ – Станислав Гроф. Знаете такого?! Это чтобы вы понимали. Мы его семинары проводили в театре. Реально то, чем я занимаюсь, – это некие формы игр. Индийскую «Лила» знаете? Вся жизнь – игра. Она, с моей точки зрения, помогает отвлекаться от мыслей о смерти. Неужели всерьез к своим проектам относиться? Ну уж бизнес всерьез принимать – детский лепет! Никогда деньгами не интересовался. Думаю, что искусством отвлекаться от негативных мыслей правильно. Поэтому, собственно, я этим и занимаюсь. Сочиняю песенки. Сюиты. Или рисую. Фотографирую – с детства увлекся. Спектакли делаю. Это, в общем, игра, которая мне абсолютно комфортна. Мне, кстати, часто говорят, Стас, ах, какие красивые у вас песни┘

У меня есть много вещей, которые я мог бы воплотить – но не воплотил. Мне сейчас уже поздно становиться режиссером кино. А я с детства мечтал быть режиссером! Я бы с удовольствием снял такие фильмы, как «Форест Гамп» или «Однажды в Америке». Для этого нужно прожить в кинематографе целую жизнь. Иметь огромный опыт. Навыки и много всего, чтобы средствами кино выразить свои идеалы. Свою точку зрения. Мировоззрение. Думаю в этом году снять фильм. Не как режиссер. Как creative producer.

Несколько месяцев назад решил научиться играть на ситаре. Мне индусы говорили, что с детства надо учиться. Тогда, мол, годам к 30–35 можно чего-нибудь достичь. А когда я у них сделал сольный концерт в Культурном центре – решили, что я в прошлой жизни был индусом!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2745
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3291
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2417
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4277

Другие новости