0
1811
Газета Интернет-версия

21.11.2008 00:00:00

Джойс, Достоевский и новости

Тэги: сезон, новости, рен, тв, осокин


В новом сезоне итоговый выпуск новостей «24» на канале РЕН ТВ ведет один из корифеев «старого» НТВ – Михаил Осокин. И делает это, как всегда, без эмоционального надрыва и излишнего официоза. Обозревателю «НГ» Михаил Осокин рассказал, как сохранить бесстрастность в авторской программе.

– Михаил, вы нынче трудитесь на РЕН ТВ, Андрей Норкин – на Пятом канале в Санкт-Петербурге, Евгений Киселев – в Киеве┘ Что случилось с московским отделением международного канала RTVi, где все вы работали до последнего времени?

– Ничего особенного не случилось, московское отделение продолжает существовать в сокращенном виде, поскольку RTVi пошел по пути CNN – короткие новости каждый час. Такой новостной формат предполагает задействование меньшего количества людей и не всех устраивает, как место приложения сил. Мне, правда, пока не надоели новости, их калейдоскоп и многообразие, к тому же я люблю работать один, ни от кого не зависеть и чтобы от меня никто не зависел. Когда позвали на РЕН ТВ делать большую новостную программу, к тому же авторскую, я предложение принял.

– С каким чувством вы вернулись в большое телепространство?

– Не сказал бы, что были какие-то особые чувства. Был интерес к формату, в котором я еще не работал – итоговый новостной выпуск. Да, пришло другое время, и телевидение, разумеется, ему соответствует, но та ниша, в которой работаю я (и моя компания РЕН ТВ), представляется мне привлекательной, это сознательно развиваемый либеральный проект. Так что если вы меня спросите, на какую аудиторию я работаю, – отвечу: на либеральную часть общества.

– Авторская новостная программа – звучит необычно. Это как бы новости через свое восприятие?

– Всю жизнь я работал в новостях, где надо было быстро-быстро показать, что происходит в стране и мире. Не то в итоговой авторской программе: здесь не надо отражать все новости. Я подбираю для выпуска то, что мне самому кажется наиболее интересным или важным. Авторство – в подборе материала, в выборе основной темы дня, которая будет показана и прокомментирована с разных сторон, с приведением различных аргументов – и за, и против. На мой взгляд, это обязательное условие подачи информации, будь то авторский проект или нет.

– Какими источниками вы пользуетесь?

– Всеми возможными: копаюсь в новостных лентах, выискиваю что-то необычное в интернете и большую часть рабочего времени провожу за компьютером. Процесс напоминает процеживание китом многих тонн воды ради небольшого количества планктона. Как ни странно, важным источником информации остаются газеты – бывает, в них находишь то, чего нет нигде. Какая-нибудь любопытная местная новость, которая никуда не «вылезла», потому что ее никто не заметил. Далее происходит обработка найденного: решаю, какую новость и репортаж куда поставить, пишу подводки – связки – переходы. Постепенно вырисовывается скелет выпуска. Готовность – за полтора часа до эфира: первый раз мы выходим 21.30 – на Дальний Восток, второй – 23.30 – на Москву и европейскую часть. Бывает, между выпусками что-то переделываем, какие-то синхроны меняем – отшлифовываем материал.

– Для вас характерны в кадре невозмутимость интонации и эдакий подспудный юмор. Ну-ка – шутливое определение новостей?

– По поводу новостей есть много разных метких определений, мне нравится то, которое дал Федерико Феллини: «Новости – это когда одни люди смотрят, как плохо другим людям». Или такое: «Новости – это одни и те же события, которые все время происходят с разными людьми».

– На вашем канале нет списка запрещенных персонажей?

– Мы можем позвать в эфир любого, если есть такая необходимость. Левого, правого, умного, глупого – лишь бы он мог высказаться по данной проблеме. Канал РЕН ТВ – частный, у него свои бизнес-интересы: возможно, какие-то темы, касающиеся пересечений по бизнесу, и не освещаются, но это нормально. Я как демократ уважаю все взгляды – пусть расцветают все цветы, в том числе и консервативные, и реакционные (другое дело, что жить при власти последних я бы не хотел). Моя принципиальная позиция – от новостей надо отстраняться, если ты в них работаешь. Нельзя становиться ни на чью сторону, иначе получится перекос и аберрация. Я – наблюдатель по жизни.

– И всегда таким были? Даже в молодости не диссидентствовали?

– Было дело в старшем классе школы – когда наши войска вошли в Чехословакию в 68-м. Я понаделал листовок: вырезал из резинки буквы, сделал оттиски «Свободу чехам!», залез на крышу, сбросил все это вниз и быстро-быстро убежал с места преступления. Совесть моя была довольна.

– Что скажете о недавних перевыборах президента ТЭФИ?

– На них боролись чувство и разум – последний победил. Мне очень жаль, что Познер ушел с поста, но это и его личное решение. Можно сказать, что он пожертвовал собой ради академии. Она всегда ассоциировалась именно с именем Познера: он ее создал, и он был ее душой почти 15 лет. Дай бог, если он окажется прав и новому президенту Швыдкому с его дипломатическими способностями удастся «собрать» телевизионное сообщество и сохранить ТЭФИ.

– Обычно сапожник – без сапог, кого из телевизионщиков не спросишь – сами они телевизор не смотрят. А вы смотрите?

– Ты это делаешь – еще и смотреть?! Человек, который делает колбасу, не станет ее есть. Если серьезно – новостные выпуски я, конечно, смотрю, но и только. Все эти якобы новые форматы – в сущности, все это давно придумано и обкатано. Я даже фильмы предпочитаю смотреть в кинотеатре, а не по телевизору. Оказывается, есть принципиальная разница, и дело даже не в величине экрана. В кинотеатре поток света идет сзади, минуя тебя – это одно. И совсем другое, когда с телеэкрана поток идет тебе в лицо: ты становишься зависим, как зависим заяц, попавший в луч от фар – он не может из него выскочить. Получается, что киноэкран и телеэкран оказывают на нас разное физическое воздействие, таков вывод ученых. Я лично в свободное время предпочитаю читать – еще столько хороших книг не прочитано!

– И кто же ваш любимый писатель?

– Достоевский. Он наиболее точно смог облечь в слова то, что, казалось бы, облечь в слова невозможно. И Джеймс Джойс, у которого бездна полутонов и оттенков – до сих пор не могу понять, как может один человек настолько понять другую человеческую особь, да еще и передать это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
532
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
661
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
560
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
455

Другие новости