0
1692
Газета Интернет-версия

28.03.2008 00:00:00

Арт-чума, или Как запугать неопытного коллекционера

Тэги: каталог, подделка, живопись


Россвязьохранкультура выпустила очередной (третий) том каталога подделок произведений живописи – книги, каждый выход которой поднимает много споров.

Каталог построен на сравнении пар картин. Первая работа в паре взята из каталога одного из европейских аукционов (Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, Dorotheum, Stockholms Auctionsverk, Van Ham, Hampel и многие другие) и принадлежит кисти европейского живописца второго ряда. Вторая – та же самая работа, перелицованная под русского художника: Шишкина, Айвазовского, Верещагина, Семирадского. В связи с невероятными ценами на русскую живопись в результате операции стоимость полотна возрастала в десятки раз.

Изображения вторых в паре (перелицованных) картин и другие «публикуемые материалы предоставлены к изданию профессиональными экспертами». Так написано в предисловии к каталогу. Россвязьохранкультура последнее время много говорит о личной ответственности экспертов (в свете, например, начавшейся аттестации), но почему-то уже в третьей части каталога по-прежнему не предъявлено ни одного имени эксперта. За исключением Владимира Петрова, конечно, который после самоличного признания своих ошибок стал чуть ли не героем. Других героев пока не нашлось. Публично ни одного из экспертов пока не обвиняли, сами они также отмалчиваются.

Вместе с тем коллекционеры и антиквары прекрасно знают ряд экспертов, доверие к которым давно потеряно. В новом томе каталога опубликованы рассуждения президента Альфа-банка и заядлого коллекционера Петра Авена. Рассуждения, которые больше похожи на прямые обвинения. В частности, он пишет: «Вот эксперты ГТГ Валяева или Ломизе. Им мало кто доверяет. Есть люди типа искусствоведа Светланы Джафаровой, она действительно профессиональная и знающая женщина, сознательно вставшая на путь продажи подделок».

За время работы над каталогами в Россвязьохранкультуре скопилось значительное количество ошибочных экспертиз. Как рассказал «НГ» издатель каталога Владимир Рощин, именно они будут опубликованы в четвертом томе каталога, который сейчас срочно готовится к изданию. Этот том наглядно покажет, кто из экспертов и в каких государственных учреждениях чаще ошибается.

Значительная часть экспертиз, которые войдут в это издание, принадлежит специалистам Третьяковской галереи. В связи с этим директор Третьяковки Владимир Родионов назначил специальную комиссию, которая должна разобраться с ситуацией с экспертами одного из ведущих научных центров России. Это означает начало внутреннего расследования. Он же распорядился приостановить работы в отделе экспертиз «по осуществелнию научно-исследовательских работ , а также по оказанию консультационных и информационных услуг».

Напомним, что музеям еще в 2006 году было официально запрещено заниматься коммерческой экспертизой в связи с громкими скандалами, связанными с так называемыми перелицованными работами. Начало этим скандалам положило дело, связанное также с экспертизой Третьяковской галереи. В 2004 году на аукционе Sotheby`s работа голландского художника Маринуса Куккука продавалась как пейзаж Ивана Шишкина на основании экспертного заключения ГТГ. Как стало известно «НГ», тогда Третьяковка также начала внутреннее расследование, результаты которого обнародованы не были. По свидетельствам антикваров и коллекционеров, экспертизами ГТГ продолжала заниматься до последнего времени.

По иронии ли судьбы или по чьему-то умыслу, но в новоиспеченную комиссию попала как раз та самая Иоланта Ломизе, которую ругает Петр Авен. А кроме того, например, Галина Чурак, зав. отделом живописи первой половины XIX века. Издатель Владимир Рощин показал «НГ» как минимум 15 заключений на перелицованные вещи, которые подписала этот эксперт. Россвязьохранкультура удивлена, как эксперты, которые одни из первых должны были подвергнуться проверке, сами оказались в комиссии. При этом не далее как в январе этого года Россвязьохранкультура сама аттестовала Галину Чурак как добросовестного эксперта. Совершенно неясно, как могли допустить к аттестации эксперта, которого теперь почти обвиняют в нечестности. Ведь пока экспертиза в ГТГ запрещена, аттестованные эксперты могут давать консультации от своего имени. В этом случае Россвязьохранкультура противоречит сама себе.

Ситуация противостояния государственных органов по управлению культурой и Третьяковки как-то сильно напоминает недавний скандал со злополучной выставкой «Соц-арт», где столкнулись не только профессиональные, но и личные интересы. Удивляет желание раздуть очередной межведомственный скандал тогда, когда для российского антикварного рынка намного полезнее было бы объединиться и найти, наконец, выход из этого кризиса.

На страницах каталога впервые дали слово антикварам, опубликовав письмо, которое Конфедерация антикваров и арт-дилеров распространила еще в декабре 2007 года («НГ» писала о нем в номере от 21.12.07). О каталогах подделок в нем, в частности, сказано, что «их публикация и презентация под эгидой Россвязьохранкультуры наносят ущерб российскому антикварному рынку». Антикваров, которые не одобряют подобную форму издания и распространения каталогов, понять можно. Причина этого отнюдь не в том, что на них «шапка горит» (как пишут издатели в предисловии). Каталог – дело полезное, это все понимают. По крайней мере те, кто работает на рынке честно. Не понимают вот что: зачем так нагнетать обстановку и представлять ситуацию прямо-таки чудовищной, непоправимой и какой-то уникальной. Арт-чумой, как называет ее Виктор Петраков. «Необходимо насторожить всех участников рынка», – пишут издатели. Да куда уж больше настораживать?

Подделки существовали всегда и везде. И в России их ничуть не больше, чем на Западе. Разница заключается в том, что западные коллекционеры доверяют собственным знаниям, уважаемым антикварам (семьи которых занимаются этим специфическим бизнесом не то что в течение десятилетий, а на протяжении веков) и такому волшебному для российского рынка понятию, как провенанс. Выяснение происхождения картины, как можно более подробное отслеживание ее истории – именно этим занимаются и эксперты, и антиквары для того, чтобы подтвердить подлинность работы. У нас же собственным глазам не верят, о провенансе заботятся редко. Полагаются более на мнение совершенно незнакомых людей, отличающихся лишь должностью в государственном учреждении. Мнение, которое обычно описывается несколькими стандартными фразами на листе бумаге.

Конфедерация антикваров и арт-дилеров уже давно начала заниматься разработкой альтернативной аттестации экспертов. Экспертов, большая часть которых будут не музейные и другие государственные работники, а сами арт-дилеры, имеющие опыт, знание и авторитет среди коллег. Эта аттестация берет за образец работу экспертов европейских стран, где музейная экспертиза просто запрещена. Ее первые результаты Конфедерация обещала обнародовать в ближайшее время.

Самое печальное во всем этом, что повышенное внимание к поддельным работам, доходящее до скандалов, и постоянное сгущение красок вокруг антикварного рынка (который, конечно, не лишен серьезных проблем) приводит не к чему иному, как к спаду на этом самом рынке. Ведь напугать неопытного коллекционера просто, а вот чтобы вернуть доверие и уважение, потребуются годы. И новый скандал с комиссией в Третьяковке, который, похоже, назревает, подольет масла в огонь. От Петра Авена в этом самом каталоге досталось не только экспертам, но и государству за то, что «правоохранительные органы этим занимаются очень вяло», а антиквары получили оплеуху за недобросовестность и нечистоплотность. Прямой вывод, который сделает начинающий коллекционер, – если здесь столько проблем, то лучше на этот рынок и вовсе не соваться.

Россвязьохранкультуру это не только не смущает, но, похоже, устраивает. Недаром в каждом каталоге начальник Управления по сохранению культурных ценностей Виктор Петраков призывает собирать современных авторов. И например, галерея «Триумф», при поддержке которой издается каталог, как раз современными авторами и занимается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
512
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
835
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
591
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
339

Другие новости