Немецкие исследователи Ольга Сугробова-Рот и Эракт Лигненаубер выпустили научный каталог Алексея Харламова, включающий каталог-резоне живописных и графических произведений художника и монографическое исследование его жизни и творчества в контексте русского европейского искусства.
То, что каталог появился не в России, – неудивительно. Выпускник петербургской Академии художеств, Харламов большую часть своей жизни прожил во Франции. Несмотря на то что он никогда не прерывал связи с Россией, участвовал в выставках, в том числе передвижников, к Харламову на родине относились невнимательно. Критиковали его полотна за отсутствие актуального в то время для России «идейного содержания», пренебрежительно называли «французистый Харламов». К 1914 году в Третьяковской галерее, самом большом на тот момент собрании русских художников, хранилось лишь одно произведение художника. И забывать Харламова в России начали еще при жизни – в справочниках начала XX века допущено несколько ошибок в датах его жизни, которые впоследствии кочевали по разным изданиям. Харламов и в самом деле ориентировался на западное салонное искусство, писал много портретов, поэтому имел у европейской публики успех. Парижская критика писала, что в нем нет ничего русского, кроме имени.
В связи со всем этим в российские музейные собрания работ Харламова попало очень немного, да и те редко можно увидеть в экспозиции. Большинство же произведений художника сосредоточено в европейских частных собраниях. Всплеск интереса у российских коллекционеров к национальному искусству вывел многие работы Харламова на рынок. Они стали появляться на русских торгах Christie’s и Sotheby’s, а в 2006 году лондонский Bonham’s продал «Маленькую швею» за рекордную для художника стоимость – 610 тыс. фунтов. Теперь его салонная, но качественная живопись постоянно привлекает внимание собирателей и арт-дилеров.
Ориентированный на российского и европейского коллекционера, каталог написан на двух языках – русском и английском. Отдельные части каталога составляет биография, восстановленная по редким сохранившимся документам (личный архив художника утрачен), группа работ, созданная во время учебы в Академии художеств, портреты, а также пейзажи и натюрморты, которыми Харламов увлекся в последние годы своей жизни. Но основной раздел посвящен главному направлению его творчества – идеализированным меланхоличным изображениям большеглазых девочек и молоденьких девушек, так называемым головкам.
Все работы составители систематизировали по фенотипам – объединили в группы изображения, сделанные с одной и той же модели. Кстати, исследователи полагают, что их он нередко находил среди учениц Полины Виардо, с которой был дружен в Париже. Все типы названы по имени российских музеев, в которых хранятся работы Харламова, – пермский, киевский, краснодарский. Иркутским типом названы изображения цыганок, чебоксарским – фигурные изображения сидящих или лежащих девушек, серпуховским – группы девочек, играющих или разбирающих цветы. Один из типов назван тургеневским: в своей переписке Иван Тургенев хвалит портрет маленькой девочки в розовых кружевах, который Харламов показал на одном из парижских салонов.
Всего в каталоге около 400 работ, но не исключено, что в европейских частных собраниях хранятся еще работы, пока неизвестные авторам каталога. Большинство опубликованных произведений снабжены иллюстрациями. Исключение составляют только те, которые известны по каталогам, но были утрачены или местонахождение которых в настоящий момент не установлено. Точное местонахождение указано вообще только для музейных работ, произведения, находящиеся в частных руках, меняют своих владельцев, а их фотографии, как правило, предоставлены аукционными домами и галереями. Для этих работ очень не хватает провенанса, истории их перемещения и продаж.