Иван Айвазовский. Вид Ялты. Галерея Koller.
Фото предоставлено организаторами
Русские на Западе
Швейцарская галерея Koller 17–22 сентября провела большую серию осенних торгов. В разделе живописи XIX века были представлены работы русских художников. Главным событием стала продажа коллекции произведений Ивана Айвазовского, стоимость одного из которых превысила миллионную отметку. За 1 млн. 200 тыс. евро был продан «Вид Ялты» 1895 года, хранившийся в Петербурге в Академии художеств и попавший позже в частную коллекцию в США. Другая работа художника «Парусник у берега» 1872 года была куплена чуть более чем за 700 тыс. евро. Имена покупателей не разглашаются, но известно, что оба полотна приобретены российскими коллекционерами. На торгах были представлены еще несколько морских пейзажей художника, «Портрет неизвестной» Константина Маковского (100 тыс. евро), а также работы Константина Юона, Архипа Куинджи, Константина Сомова, Василия Котарбинского.
Почти одновременно с торгами в Цюрихе прошел аукцион, посвященный исключительно русскому искусству, в Мюнхене. Аукционный дом Hampel представил 221 произведение русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Наибольший интерес, но и наибольшие сомнения вызвала подборка работ художников русского авангарда, раздела искусства, в котором встречается огромное количество подделок. Самым дорогим лотом торгов стала абстрактная композиция Любови Поповой, стоимость которой поднялась с предварительных 90–120 тыс. евро до 420 тыс. Супрематическая композиция Александра Родченко, стоимость которой составила 120 тыс. евро, стала вторым топ-лотом аукциона. Обе работы имеют только технологическую экспертизу института Ягерсов (естественно-научный совет по сохранению искусства и культурного достояния). Этим же институтом, а также заключениями французских экспертов Жана Шовелена и Нади Филатофф была подтверждена подлинность работы Александры Экстер (68 тыс. евро). Среди других лотов – супрематическая композиция Ильи Чашника 1923 года (67 тыс. евро) и композиция Эля Лиссицкого (30 тыс.).
Аукцион представил также собрание графических работ Ивана Клюна 1920–1930-х годов, подтвержденных внучкой художника и составительницей его каталога-резоне Светланой Клюнковой-Соловейчик. Стоимость работ колебалась от 4 до 20 тыс. евро.
В разделе декоративно-прикладного искусства из наиболее интересных экспонатов можно отметить пару тарелок 1800–1820-х годов с позолоченным бортом и изображением русских войск (60 тыс.).
Русское искусство продавали и во Франции. Аукционный дом Agutte, который часто продает на смешанных торгах русскую живопись, в этот раз представил очень недорогие и, как правило, не атрибутированные вещи русской школы. Кроме того, была представлена русская графика начала XX века – акварели Евгения Лансере, Альберта Бенуа, Антонины Софроновой. Среди наиболее дорогих работ – «Пейзаж в Бретани» Зинаиды Серебряковой (9,3 тыс. евро) и «Тройка» Николая Сверчкова (4,9 тыс. евро).
Графика на двух континентах
Нью-йоркская галерея Swann провела сентябрьские торги, посвященные графике. Лидеры торгов не стали неожиданными, хотя итоговая стоимость работ оказалась даже меньше предварительных оценок. Так, самым дорогим лотом стал рисунок Анри Матисса «Мари-Жозе в желтом платье», выполненный в технике акватинта и проданный за 90 тыс. долл., что составило лишь половину оценочной стоимости.
Линогравюра Пабло Пикассо «Фавны и коза» была куплена за 42 тыс. долл. при эстимейте 50–80 тыс. Исключение составляет Энди Уорхол, цена на которого стабильно высока. За 48 тыс. долл. (эстимейт 10–15 тыс.) был продан его «Натюрморт с кока-колой», выполненный карандашом и тушью.
Фото из каталога аукциона
Выставляя на торги в основном недорогую печатную графику, Swann старается предложить большой выбор художников разных направлений периода конца XIX – начала XX века. Всего на прошедших торгах было представлено 690 лотов, среди которых графика Ренуара, Сезанна, Гогена, Уистлера, Кандинского, Нольде, Миро, Шагала.
Печатная графика старых мастеров и художников XX века продавалась на прошлой неделе и в Лондоне, где два крупнейших аукционных дома Sotheby’s и Christie’s провели серии торгов.
На Sotheby’s наибольший интерес вызвала подборка работ Эдварда Мунка. Так, его уникальная ранняя ксилография «Вечер. Меланхолия» 1896 года при эстимейте в 120–180 тыс. фунтов была куплена за 625 тыс. и стала самым дорогим лотом торгов. Ксилография «Лунный свет», оцененная первоначально в 100–120 тыс. фунтов, была продана за 321 тыс., а литография «Больной ребенок» при эстимейте в 100–150 тыс. – за 246 тыс. фунтов. На аукционе была представлена также коллекция графики Рембрандта и Альбрехта Дюрера. Среди произведений Рембрандта особенно стоит отметить редкие гравюры «Введение во храм» около 1654 года, продана чуть больше эстимейта за 114 тыс. фунтов, «Христос в Эммаусе» (90 тыс. при эстимейте 30–50 тыс.), а также «Снятие с креста при свете факела» (50 тыс. при эстимейте 20–30 тыс.). Среди многочисленных работ немецкого графического гения выделяются две серии «Апокалипсис» (108 тыс. фунтов) и «Малые страсти» (78 тыс.).
В разделе послевоенного искусства были представлены работы самых известных серий Энди Уорхола. Среди наиболее успешных работ «Красный Ленин» (66 тыс. фунтов), «$» (60 тыс.), «Микки-Маус» (58 тыс.), а также несколько вариантов «Мао» и «Монро».
Три литографии «Стилизованная фигура» Пабло Пикассо, оцененные в 120–150 тыс. фунтов, не нашли своего покупателя. Всего же торги, на которых было выставлено 388 лотов, принесли аукционному дому более 6 млн. фунтов.
Также удачно прошли и торги на Christie’s, на которых набор предлагаемых авторов не сильно отличался от конкурента. Здесь лидером продаж стал Пабло Пикассо, чьи произведения заняли две первые позиции в списке самых дорогих работ торгов. Это работы «Женщина в шляпе» 1962 года (334 тыс. фунтов при эстимейте 100–150 тыс.) и «Женский бюст» (156 тыс. фунтов при эстимейте 80–120 тыс.). Столько же заплатил неизвестный британский покупатель и за литографию «Большая Одалиска» Анри Матисса. В разделе послевоенного искусства – неизменный Энди Уорхол (144 тыс. фунтов за работу «Ева Мадоччи»), а также две работы Роя Лихтенштейн (115 и 114 тыс. ).
Московские совпадения
Обычно московские аукционы и галереи в начале сезона стараются распределить даты проведения торгов так, чтобы не было накладок и потенциальные покупатели смогли успеть везде. Но в этом году все дотянули до конца месяца, так что завтра, 29 сентября, одновременно состоятся сразу три аукциона.
Аукционный дом «Гелос» проведет традиционный «Аукцион сезона», на котором будет представлена русская и западноевропейская живопись, иконы, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, букинистика, антикварное оружие. Среди топ-лотов торгов два рисунка Петра Кончаловского 1920-х годов, имеющих музейное значение (200 и 500 тыс. руб.), два букинистических лота – переводное шведское издание одной из первых русских грамматик Василия Ададурова 1750 года (80 тыс. руб.) и «Селенография» Яна Гевелиуса, изданная в Гданьске в 1647 году (280 тыс. руб.), а также икона «Спас Нерукотворный» конца XIX века в серебряном окладе (153 тыс. руб.).
Чтобы успеть в «Гелос», придется пропустить еще двое торгов. Галерея «Альбион» традиционно представляет печатную графику. Среди многочисленных пейзажных и городских видов Москвы и Санкт-Петербурга особенно выделяется офорт «Вид на Каменноостровский дворец в Петербурге» по рисунку Семена Щедрина. Лист датирован 1806 годом и оценивается в 112–140 тыс. руб. В разделе ботанической и зоологической графики, выполненной с научной точностью и отличающейся статичностью изображения, сразу бросается в глаза работа неизвестного западноевропейского художника «Лошади на выгуле» конца XVII века. Лист изображает игры коней во всем разнообразии их движений (16,8–19,6 тыс. руб.). В разделе карт хочется отметить редкий и ценный «План царствующего града Москвы» 1766 года, выполненный по рисунку Михаила Махаева, одного из основоположников русской гравюры (700–840 тыс. руб.). Кроме того, на аукционе представлены такие тематические разделы печатной графики, как военное искусство, жанровые сцены, библейские и мифологические сюжеты, японская гравюра.
Торги аукционного дома «Кабинет» посвящены фалеристике и представляют более 250 лотов. Главный лот аукциона – комплект знаков ордена Белого орла, включающий знак ордена, шитую звезду, оригинальную коробку, муаровый бант от орденской ленты, положение о награждении за подписью императора Николая I (250–300 тыс. долл.). Два других важнейших лота торгов – знак ордена Андрея Первозванного в исполнении мастерской Альберта Кейбеля (170–190 тыс. долл.) и знак ордена Святой Екатерины 1-й степени идеальной сохранности (200–250 тыс. долл.). Помимо этого на аукционе представлены редчайшая металлическая звезда ордена Андрея Первозванного (50–60 тыс. долл.), несколько редких орденских знаков, памятные и наградные медали.
Галерея Леонида Шишкина тоже наметила на субботу аукцион, только мини – в рамках проекта «Блошиный рынок». Правда, свои основные сентябрьские торги она все-таки провела вчера. Из 110 лотов графики и живописи следует отметить работы «Девушка из Старого Рима» Дмитрия Налбандяна, «Городская окраина» Николая Дормидонтова (оценочная стоимость каждой – 20–25 тыс. долл.) и «Возрождение Севастополя» Павла Соколова-Скаля (12–14 тыс. долл.).
Особняком стоит только галерея «Совком», которая успела провести после летних каникул уже два осенних аукциона. В самом начале месяца состоялись торги под названием «Старая и новая Москва», посвященные 860-летию столице, – беспроигрышная тема, тем более для начала сезона, когда трудно вернуть внимание покупателя. Правда, ни один из заявленных топ-лотов, среди которых «Вид Красной площади» Дмитрия Налбандяна с дарственной подписью автора, «Панорама Московского Кремля» Георгия Нисского и «Гулянье на Красной площади» Павла Соколова-Скаля, не был продан.
Второй сентябрьский аукцион был посвящен фотографиям, в том числе Александра Родченко, Макса Пенсона, Бориса Смирнова, и плакатам, среди авторов которых братья Стенберги и Дмитрий Моор. n
Фото из каталога Sotheby’s