Суд народа.
Фото предоставлено Третьяковской галереей
Обновленные залы искусства XX века Третьяковской галереи открылись не только новой постоянной экспозицией, но и рядом приятных дополнений, которые нашли свое место в залах, предназначенных для специальных временных проектов. Одним из таких проектов стала экспозиция произведений живописи и графики Соломона Никритина. Третьяковка уже давно собиралась провести персональную выставку этого самобытного художника, а три года назад в Салониках были показаны его работы, большей частью происходившие из коллекции Георгия Костаки. Костаки в свое время приобрел большое количество произведений художника, часть из которых передал Третьяковской галерее. Многие вещи были подарены и вдовой художника Д.Никритиной-Каждан. Эти работы и составили скромную выставку, очевидно доказывающую, что этот удивительный мастер незаслуженно обойден в России вниманием.
Соломон Никритин – художник, расцвет творчества которого пришелся на радикальные 1920–1930-е годы. Он был одним из тех авангардистов новой, послереволюционной волны, которые творчески переосмысливали опыт футуризма. Начинал постигать живопись в Киевском училище и студии Александры Экстер, один год проучился в московском Вхутемасе у Василия Кандинского, пока тот не уехал из страны. Впрочем, впоследствии о знаменитом учителе Никритин никогда не упоминал. В 1920-е был активным участником художественного процесса, состоял сотрудником новаторского по своему духу Музея живописной культуры в Москве. Никритина интересовали приметы новой жизни, борьба старого и нового, но, несмотря на искреннюю приверженность идеям Октябрьской революции, путем соцреализма он не пошел, а придерживался своего собственного метода – проекционизма. Изобретенная им теория утверждала, что художник создает лишь проекции произведений, а домысливает и окончательно творит их зритель. Опираясь на эту идею, Никритин демонстрировал на выставках не готовые произведения, а схемы и графики создания вещей, откликаясь тем самым на идеи производственного искусства. В связи с этим Никитина часто считают одним из предшественников концептуализма. Отсюда же берет начало и его многоплановая разработка одних и тех же тем, что хорошо отражено в графических листах, представленных на выставке и сформированных в целые серии: «Война», «Слово», «Памятник».
Кроме большого графического наследия – несколько серьезных живописных произведений. Среди них ускользающий, тающий в серо-голубой пустоте, почти фантомный «Человек в цилиндре» и замечательное по композиционному и колористическому решению «Прощание с мертвым». Разумеется, здесь и знаменитый «Суд народа», созданный в тяжелом 1934-м и долгие годы скрываемый от посторонних глаз. Выбранный сюжет, казалось бы, вполне в духе эпохи, Никритин интерпретировал жестко и глубоко. Безликие лаконичные фигуры, торжественно восседающие за пустым столом, покрытым красной материей, вызывают неконтролируемый, иррациональный страх. Мрачный колорит, сюжетная неизвестность, жуткое зрелище судебной расправы, сконцентрированное почти до символа. Бессознательно Никритин сумел чувственно передать трагическую атмосферу одного из самых сложных периодов в истории страны.
Выставка небольшая и очевидно недостаточная. Возможно, следуя теории самого мастера, она является всего лишь проекцией какой-нибудь будущей масштабной экспозиции.