0
672
Газета Антиквариат Интернет-версия

25.05.2007 00:00:00

Тонкая линия ушедших времен

Тэги: гравюра, искусство, выставка


В Европе гравюра появилась еще в XV веке и быстро стала популярным и распространенным видом графики. А в наше время это совершенно самостоятельная область коллекционирования. Многие частные собрания начинались именно с гравюр. Недорогие сравнительно с живописью гравюры украшают любой интерьер, их интересно рассматривать, они развивают глаз, эстетический вкус и коллекционерское чутье, без которого невозможно создать ни одно собрание. А это не так уж просто, несмотря на то что техника тиражная. Требования к сохранности и качеству предъявляются высокие, а век бумаги недолог. Здесь играет роль даже то, что лист часто обрезали (обветрились края или не поместился в задуманную рамку) – а такие экземпляры уже не считаются хорошей сохранности.

Вот почему выставка европейской гравюры – совместный проект галереи «Кино» и «Старые мастера» – интересна и показательна. Около 70 работ составляют цельное, хорошо продуманное собрание произведений XVI – начала XVIII века разных европейских школ, высокого качества и отличной сохранности.

Французское направление представлено рядом гравюр, в числе которых и замечательный «Большой ландшафт с кавалеристским отрядом» Жана Муаро по рисунку голландского художника Филиппа Воувермана, а также работами представителей прославленных фамилий Коллартов и Галле, работавших в сложной технике резцовой гравюры. Несколько прекрасных офортов итальянской школы, из которых самые ценные – «Святое семейство» Анибале Караччи 1590 года и «Наказание Марсия» по оригиналу Рафаэля 1540 года. Кстати, автор последней работы – так называемый «мастер с кубиком». Граверы, подписывая свои работы, не всегда пользовались именем или инициалами, а могли ставить и разные значки, как, например, в этом случае – в нижнем углу листа можно разглядеть маленький, почти незаметный кубик. Нидерланды представлены коллекцией офортов Иоганна и Рафаэля Саделеров – представителей знаменитой фамилии граверов на меди, работавших в последней четверти XVI века, работами Иеронима и Антония Вериксов.

Преобладающая тема представленных работ – библейские и аллегорические сюжеты, сцены из античной истории. Здесь и «Смерть Катона», и многочисленные варианты «Мученичества святого Себастьяна» и других святых, аллегории Истины, Гордыни, христианских добродетелей, истории Нового и Ветхого Заветов. При небольшом проценте грамотности тиражные листы часто служили учебным пособием, несли просветительскую функцию, ведь, зная Священные тексты, прочитать их было несложно, да к тому же большинство гравюр снабжалось разъяснительными надписями. И теперь такие пояснения, сделанные на латыни, помогают искусствоведам разгадать смысл и содержание листов, на которых канонические сюжеты часто трактуются сложно и замысловато.

В качестве другой темы на гравюрах выставки можно выделить исторические события. Такие листы и служили распространителями информации и были призваны увековечить важные события, например, французские офорты «Посольство короля Сиама во Франции» или «Пир по случаю заключения мира 1763». Последняя, кстати, раскрашена от руки акварельными красками, что иногда применялось и придавало листам оригинальность.

И наконец, дополняют выставку пасторальные пейзажи со стадами и стаффажными фигурками – такие гравюры служили украшением и прекрасно вписывались в любой интерьер.

Гравюры можно рассматривать бесконечно, вглядываясь в детали и удивляясь мастерству гравера и тонкости изображения. Часто копируя известные в свое время живописные произведения, мастера вносили в гравюры собственные детали, дополняли необычными, неожиданными элементами. Очень забавны, например, с трудом определяемые животные, выходящие из ковчега, пока на первом плане офорта Ной его семейство приносят жертву. Но часто элементы брались из современной художнику жизни, так что сейчас для нас гравюра – это еще и энциклопедия истории, быта ушедших времен. На заднем фоне библейских историй – типичные голландские домики, итальянские дворцы и французские замки. Одежда и мебель соответствуют эпохе, а иерусалимские храмы имеют готические стрельчатые своды.

Предмет собирательства и прекрасное дополнение к интерьеру, гравюра остается популярной и востребованной ценителями по сей день. Как когда-то ни один рабочий кабинет не обходился без своей пусть маленькой коллекции гравюр, так и теперь ни один ценитель прекрасного не может устоять перед очарованием и тонкостью графического мастерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
695
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1181
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
867
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
451

Другие новости