Театральное творчество Александры Экстер.
Фото из каталога выставки
Театр первой половины XX века – времени новаций и перемен – в последнее время привлекает все больше внимания. Очередная выставка под названием «Театральная мозаика», посвященная этому удивительному направлению русского искусства, открылась в галерее «На Ленивке».
Полвека для развития театрального искусства – срок огромный. За это время успело смениться несколько стилей и подходов к решению театральных постановок, загореться несколько ярчайших режиссерских звезд, реализоваться большое количество талантливых художников-новаторов. Тема обширная и представить это разнообразие во всей его полноте на одной, тем более камерной, выставке невозможно. Но организаторы и не ставили такой неподъемной задачи. Цель иная – показать даже не отдельные вехи развития театрального искусства в России, а скорее намеки на них, так что экспозиция выставки сама напоминает эскиз, легкий, сделанный в несколько самых важных штрихов, которые и формируют образ. К тому же все работы на выставке происходят из частных коллекций, что делает ее еще более интересной, потому что в отличие от музейных экспонатов неизвестно, когда эти работы удастся увидеть в следующий раз.
Действительно, мозаика – набор ярких камешков, всего по чуть-чуть. Эстетика и изящество «Мира искусства», немного авангарда и конструктивизма, реалистический театр поставангардного советского времени. Присутствует большинство важнейших имен, без которых невозможно представить театр того времени.
Почти все известные художники начала века работали как театральные декораторы, причем не ради заработка, а ради творческих задач, которые ставила сценография, переживавшая вместе с развитием театра колоссальный подъем. Успех декорации у художников-мирискусников связан с общими принципами этого объединения: свойственным им романтическим историзмом, желанием и умением вживаться в стиль ушедших эпох. Константин Коровин принес в театр опыт живописца-импрессиониста. В его эскизах все движется, загорается огнями, пульсирует. В представленных на выставке декорациях живописное начало явно доминирует над конструктивным. Костюм к «Фее кукол» – одному из первых балетов Льва Бакста, художника удивительно ярко реализовавшегося в театре, – отражает одну из его излюбленных тем – Восток. Мстислав Добужинский в отличие от многих своих коллег по объединению более тяготел к драматическому театру с его реализмом и психологической разработкой характеров. Серия эскизов к спектаклю «Король Лир» для Большого драматического театра в Петрограде стала последней работой художника в России. На выставке представлены также работы Александра Головина, Бориса Кустодиева, Николая Рериха.
Ранний, замечательно тонкий по колориту и проработке деталей эскиз декорации к спектаклю по пьесе Метерлинка «Пелеас и Мелисандра», выполненный Василием Денисовым, представляет другое значительное направление в искусстве начала XX века – символизм. Костюмы Сергея Судейкина, входившего в знаменитое объединение художников-символистов «Голубая роза», типичны для его творчества. Переплетая реальность с театральной игрой, художник создавал гротесковые, яркие, праздничные образы.
Тема авангардного театра на выставке представлена очень лаконично. Костюмы Александры Экстер, одной из ярчайших новаторов своего времени, во многом создавшего театр, в котором главенствующая роль стала принадлежать художнику, а не режиссеру. Выразительность угловато-кубистических форм, цвето-пространственные опыты всегда связаны у художницы с эстетическим началом в искусстве. Конструктивизм представлен декорациями Владимира Мюллера и эскизами костюмов Татьяны Бруни, созданными к запрещенному советской властью балету Дмитрия Шостаковича «Болт».
Направлением, которое редко принимается во внимание при рассмотрении развития театра первой половины XX века, является кукольный театр. Тем более интересны показанные на выставке эскизы и модели кукол для Кукольного театра художников Ефимовых, сильно отличающиеся от их традиционных предшественников и отразившие в себе перемены времени.
Начиная с 1930-х годов в театре происходят значительные изменения, связанные с ужесточением государственного контроля и выразившиеся в отходе от поисков авангарда и повороте к реалистическому театру, в котором особое внимание уделялось русской классике и советской современной литературе. Одним из ведущих театральных художников того времени стал Федор Федоровский, на протяжении многих лет являвшийся главным художников Большого театра. В драматическом театре видное место занимали Петр Вильямс и Николай Акимов, работы которых также можно видеть на выставке.
Особо стоит отметить тонкие, изящные эскизы декораций Владимира Фаворского, крупнейшего книжного графика своего времени, а также ранние театральные работы Александра Тышлера.
Выставка «Театральная мозаика» представляет разнообразие художественного подхода в театрально-декорационном искусстве и дает возможность увидеть редко выставляемые работы ведущих художников этой области.