0
1206
Газета Антиквариат Интернет-версия

30.03.2007 00:00:00

Семейный портрет

Тэги: рабин, кропивницкая


рабин, кропивницкая Оскар Рабин. Королевство Лианозово. 1962.
Фото из каталога выставки

Чем дальше во времени мы отходим от советского периода, тем внимательнее начинаем присматриваться к нашему еще совсем недавнему прошлому. Неожиданный всплеск интереса к творчеству художников-шестидесятников во многом связан с переосмыслением и принятием истории собственной страны. Как выяснилось, по баракам и подвалам рисовало немало талантливых ребят. Однако имена некоторых из них не просто вошли в историю русско-советского искусства, но и во многом стали ключевыми в понимании специфики времени.

Именно к этой категории художников относится Оскар Рабин, человек с непростой судьбой и еще более непростой живописью. По собственным воспоминаниям, он начинал работать, «чтобы понравилось начальству», и бунтарем не был. Только получалось как-то фальшиво. А затем пришло осознание, что слушать надо только себя и писать так, как велит душа и совесть. Вот и появился тот самый рабинский реализм, острый, пропитанный болью и тоской, а иногда жестким сарказмом над абсурдностью советской жизни. И этого-то реализма с его нищетой, убогостью и пьянством принимать никто не хотел. Непризнанный художник работал для себя, объединяя в маленькой комнате темного барака в Лианозово таких же жаждущих и скрывающихся, получивших в наше время наименование «нонконформисты», представители «другого» искусства. Бунтарский дух проявился и в этих неофициальных встречах, и в знаменитой «Бульдозерной выставке», одним из организаторов которой был Рабин. Позже фактически изгнанный из родной страны, он не потерял духовной связи с ней. Парижанина по прописке и москвича по духу, художника и по сей день не оставляет образ России.

Теперь его работы расползлись по миру, а последний раз в России они собирались в далеком 1993-м, когда была организована персональная выставка в Русском музее. И вот наконец Москва. Первое масштабное представление работ Оскара Рабина, его жены, художницы Валентины Кропивницкой, и сына Александра Рабина. Три индивидуальности, связанные одной судьбой. Три независимых образа мира.

Работы Рабина собирали по частным коллекциям. Здесь и ставшие уже почти классикой произведения 1960-х, и коллажи 1990-х, и последние работы художника. Мало что изменилось за это время. Появилось немного французских мотивов, но русское все равно на первом месте. Осмысление реальности, своей жизни, грусть об ушедших людях, о сложности окружающего мира. По словам Эрика Булатова, Рабин сделал самое большое, что может художник, – он нашел образ своего времени.

Удивительно, как Валентине Кропивницкой удалось сохранить свой неповторимый стиль рядом с такой сильной индивидуальностью. Но она сохранила. Ее стихия – камерная графика, тушь, цветные карандаши, черный фломастер. Фантастический мир причудливых трав и деревьев, деревянных изб и часовенок, кудрявых облаков может показаться счастливым райским уголком, если бы не едва заметные герои ее работ. Странные существа, похожие одновременно на людей и неизвестных зверюшек, хранят в своих больших глазах столько печали, что становится понятно, как непросто им жить на свете и как хочется забраться подальше в этот волшебный мир.

Родившись в семье художников, окруженный атмосферой творчества, Александр Рабин также искал выход своим эмоциям в живописи. Из-за ранней гибели художника его работ осталось немного, но они представляют зрителю особый, очень тонкий и романтичный мир. Французские дома и замки переплетаются в нем с русскими иконами. В туманной дымке тают лодки и нежные фигурки людей. Почти монохромная, спокойная живопись задумчива и мечтательна.

Выставка Рабиных и Кропивницкой – это, безусловно, еще один шаг к осмыслению и переживанию ошибок и особенностей советской реальности, возможность задуматься и вспомнить. И, конечно, это удовольствие от общения с прекрасной талантливой живописью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
608
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
769
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
657
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
523

Другие новости