«Любовники» Константина Сомова.
Фото с сайта www.auktionsverket.se
Специализированные «русские» торги – большой соблазн для аукционных домов. Спрос на русское искусство неумолимо растет, каждый новый аукцион привлекает все больше покупателей, коллекционеров, арт-дилеров. Заманчиво наблюдать, как опытнейшие Кристис и Сотбис легко жонглируют русскими шедеврами. А вот, например, венский Доротеум, некогда пытавшийся организовать подобные аукционы, вскоре отказался от этой идеи. Тема оказалась не такой простой, не справились. Да и первые два русских аукциона Стокгольмского дома не блистали рекордами.
Зато третий, прошедший на прошлой неделе, удивил и порадовал и организаторов, и покупателей. Может быть, отчасти дело в сильной команде экспертов: к известному Ивану Самарину в этот раз присоединился еще один лондонский специалист в этой области, Мартин Саундерс-Роулинз. Ограничившийся в качестве рекламы аккуратной московской презентацией аукцион проводился вне шумной традиционной «русской недели», а скорее предваряя ее.
Первоначально оценив свои 400 лотов в 5 млн. евро, Stockholm Auction House ошибся почти вдвое. Большим именам соответствовали и большие результаты, все топ-лоты аукциона оправдали себя. Заявленная в каталоге как самая дорогая, работа Константина Сомова превзошла оценки более чем в 2 раза, но, конечно, не смогла сравниться со скандально высокой стоимостью его же «Русской пасторали», проданной прошедшей осенью на Кристис. Работа Василия Максимова «Утро вдовца» долгое время считалась утерянной, эскиз к ней и ныне хранится в Радищевском художественном музее Саратова. Обнаруженная в одном из частных собраний Швеции и выставленная на торги, работа была продана за 418 тыс. евро.
Совсем неожиданный результат показала небольшая работа Василия Поленова «Резиденция царевича Александра Александровича в деревне Брестовце во время Русско-турецкой войны на Балканах». Проданная за 220 тыс. евро, работа превысила оценку экспертов в десять раз. Удачно были проданы работы Алексея Боголюбова, Исаака Левитана, Константина Коровина, Ивана Айвазовского. Стоимость произведений важнейших художников русского искусства, без которых не проходит ни один лондонский русский аукцион, значительно превзошла экспертные оценки.
Самой дорогой продажей Стокгольма стала работа Алексея Саврасова «Избушка в лесу» – 1 млн. 100 тыс. евро.
По оценкам экспертов, в Швеции много антиквариата вообще и русского искусства в частности. На протяжении XX века страна не переживала ни революционных потрясений, ни значительных тягот войны. Наличие большого количества русских вещей в шведских коллекциях объясняется тесными историко-культурными связями двух стран. Не являясь активным участником международного рынка антиквариата, Швеция хранит в своих частных собраниях еще немало шедевров. Увидеть их представится возможность на будущих торгах стокгольмского аукционного дома, который очень скоро, возможно, займет прочную позицию между Москвой и Лондоном.
1.«Избушка в лесу» Алексея Саврасова стала
«миллионером» стокгольмского аукциона. |