Цирк – излюбленная тема Артура Фонвизина. Литография.
Фото предоставлено галереей
Тема «Учитель и ученики» в выставочном пространстве всегда остается актуальной. Мэтры большого искусства, уходя, оставляют в наследство истории не только свои шедевры, но и новую поросль будущих мэтров и просто талантливых художников. Артур Фонвизин не был исключением. Совсем недавно в Центральном доме художника были выставлены работы Веры Яснопольской, много занимавшейся под руководством Фонвизина. И вот теперь новая параллель – Алла Белякова, любимая ученица и муза художника.
Белякова познакомилась с Фонвизиным в 1948 году. Ей было 34, к тому времени она была уже сложившимся человеком, профессионалом-архитектором. Окончив конструкторские курсы, переехала из Туркестана, где родилась, в Москву. Работала в различных проектных мастерских, в Академии архитектуры. И вот неожиданная встреча все изменила. Беликова влюбилась. В великолепную живопись мастера, а может быть, немного и в него самого. С группой коллег она организовала небольшой художественный кружок, куда и был приглашен Фонвизин в качестве руководителя. Волшебство, которое творил художник на чистых листах бумаги, очаровало Белякову. С архитектурой было покончено, отныне для нее существовало только изобразительное искусство. Начинающая художница много занималась, с середины 1950-х стала выставляться на различных выставках. Она любила писать натюрморты, цветы, букеты, которые и принесли ей известность.
На выставке в галерее «Кино» представлено совсем другое наследие художницы – ее собственные ранние произведения 1940–1950-х годов и работы Фонвизина, которые он дарил когда-то своей ученице. Белякова всю жизнь хранила драгоценные рисунки учителя. Небольшие карандашные наброски натюрмортов и пейзажей. Знаменитые наездницы и сцены из цикла «Песни и романсы», созданные в несколько штрихов фломастерами и цветными карандашами. И конечно, многочисленные портреты «Аллочки», как ее называл Фонвизин. Здесь и быстрые зарисовки поворотов головы, и образ Татьяны из «Евгения Онегина», и прекрасные законченные акварели – «Обнаженная», «Пьяная римлянка», «Кармен». Даже в небольших эскизных работах Фонвизин неповторим. Открытое, ясное, почти детское восприятие мира, искреннее любование его красотой наполняют все его творчество радостью и светом.
Художнику удалось передать все лучшее своей ученице, но у нее был свой стиль и своя судьба. Беляковские пейзажи и натюрморты – это та же прекрасная акварель. Но уже не мерцающие, ускользающие миражи учителя, а не по-фонвизински земные, плотные образы. Таинственные летние и осенние пейзажи, грозы и яркий берег моря. Сказывается влияние другого именитого учителя Беляковой – Роберта Фалька, у которого она брала уроки на протяжении нескольких лет.
Отдельную часть экспозиции занимает серия литографий – совместная творческая работа двух художников. Именно Белякова уговорила своего учителя заняться такой нетипичной для Фонвизина техникой, она же была и литографом серии. В рисунки Белякова привнесла некоторые изменения, добавила новые детали, поместила персонажей в другую среду. Напечатано было всего несколько экземпляров, каждый из которых имеет свою цветовую гамму. Многие листы подписаны авторами поверх оттиска.
Камерная, если не сказать крошечная, выставка галереи «Кино» прекрасно соответствует интимным и нежным работам замечательного художника Артура Фонвизина и его ученицы Аллы Беляковой.