ТРАДИЦИОННАЯ «РУССКАЯ АНТИКВАРНАЯ НЕДЕЛЯ» начинается в столице Великобритании через пару дней. Ведущие британские торговцы стариной проведут серию аукционов, выставок и приемов, непосредственно связанных с российской темой и ориентированных на наших покупателей. Вот расписание всех «русских» аукционов недели.
27 ноября – 4 аукциона.
10.30 – МакДугаллс (Сент-Джеймс-сквер). Русское искусство. Кристис (Южный Кенсингтон). Иконы и артефакты православного мира.
13.00 – Бонэмс (Нью-Бонд-стрит). Русская продажа.
14.00 – Сотбис (Нью-Бонд-стрит). Русские книги.
28 ноября. 10.00 – Сотбис (Нью-Бонд-стрит). Русская продажа.
29 ноября. 10.30 – Кристис (Кинг-стрит). Выдающие русские картины и русские предметы искусства. 14.00 – там же. Выдающиеся золотые шкатулки и портретные миниатюры.
30 ноября – 4 аукциона.
10.30 – Кристис (Кинг-стрит). Ценные русские книги и манускрипты. Сотбис (Олимпия). Русские картины, предметы искусства и иконы. Кристис (Южный Кенсингтон). Европейское искусство XIX века, включая русские картины.
14.30 – Кристис (Кинг-стрит). Выдающееся серебро.
ОЧЕРЕДНОЙ АУКЦИОН ГАЛЕРЕИ СОВКОМ прошел на прошлой неделе. Интересен он был в первую очередь тем, что впервые его полностью готовила и проводила новая аукционная команда Совкома. Результаты традиционно высоки: продано 98 лотов из 123. По словам очевидцев, в зале было больше 80 человек. Торговались около 30, в том числе и по телефонам. Много покупали иностранцы.
Вот некоторые наиболее интересные результаты. Три «коктебельские» акварели М.Волошина ушли по 5,5–6,6 тыс. долл. Городские виды Шанхая А.Ромодановской – за 1,5–1,7 тыс. Заметно выросли в цене «Поздняя осень» В.Бялыницкого-Бируля (18,5 тыс. долл.), «Портрет Г.Г.Серовой» В.Серова (40 тыс. долл.), «Закат на озере» П.Оссовского (10,5 тыс. долл.).
БУКИНИСТИЧЕСКИЙ «АУКЦИОН МАРИИ ЧАПКИНОЙ», 101-й по счету, прошел 12 ноября в Союзе художников на Гоголевском бульваре. На общем фоне стоит выделить несколько наиболее примечательных результатов. Труд К.Валишевского «Сын Великой Екатерины император Павел...» (изд. Суворина) в хорошем тифлисском переплете вырос со стартовых 200 до 800 долл. Журнал «Весы. Ежемесячник искусства и литературы», год издания второй (1905), номера 1, 3–12. Журнал вырос с 300 до 2600 долл. Апофеозом кратности (возрастания конечной цены по отношению к стартовой) явилась продажа одного, шестого, тома редкого издания «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 13, 14, 15 годах. Военная галерея Зимнего дворца» (составил Н.Обольянинов в Москве в 1914 г.). При старте 600 долл. книга дошла до 9100.
ГАЛЕРЕЯ «ВЕЛЛУМ» в помещении салона «Артефакт» на Пречистенке представляет экспозицию картин Марлена Шпиндлера. Художник – один из выдающихся представителей московского авангарда «второй волны». Участвовал во многих групповых андеграундных выставках, в том числе в выставке на Малой Грузинской в 1974 г., оставаясь тем не менее художником-одиночкой. В своем творчестве он использовал, с одной стороны, традиционные для русской иконописи «земляные» краски, которые сам и изготавливал, с другой – подручные материалы: мешковину, клеенку и т.п. Живописная палитра менялась в зависимости от жизненных перипетий: от золотисто-охристой, до холодно-мрачной, тюремного периода. Марлен Шпиндлер трижды был в заключении. Многие его работы были уничтожены тюремным начальством, меньшая часть спасена супругой. Значительная часть работ художника находится в музеях Европы и зарубежных частных коллекциях, в ГТГ и ГРМ. В Цюрихе (Швейцария) есть музей Марлена Шпиндлера.
Д.Б.