ГАЛЕРЕЯ АРТ-СОЮЗ в минувший вторник провела в ЦДХ свой первый аукцион. На антикварном рынке галерея появилась совсем недавно, около полугода назад, и обосновалась в здании ГТГ на Крымском валу. Открытию предшествовал период собирания коллекции, часть которой и выставлялась на торги. Большую часть коллекции составляют работы 1940–1980-х годов. Как ни странно это звучит, но львиную долю этих работ владельцы галереи привезли с Кипра, куда работы эти попали по воле коллекционеров, покупавших их непосредственно у самих художников. Следы такой «эмиграции» остались на некоторых работах в виде штампа «Разрешено к вывозу из СССР». Помимо аукционов, которые планируется проводить несколько раз в год, галерея активно осваивает современные технологии и устраивает интернет-аукционы. Также, по замыслу организаторов, аукцион, проводившийся в ЦДХ, был интерактивным, и все желающие могли торговаться в режиме онлайн. Правда, удобство такого метода оценил всего один человек, купивший, таким образом, самую дорогую работу этих торгов – полотно Л.Зевина «Отдых на даче» (146х120; 1937; 70 тыс. долл.). Двумя другими топ-лотами стали живописная работа И.Чашникова «ЗАГЭС» (102х150; 1931) и акварельный пейзаж М.Сарьяна (30х43; 1958), проданные за 54 и 27 тыс. долл. соответственно. Среди художников, чьи работы также продавались на аукционе, – А.Исупов, В.Чулович, С.Чуйков, А.Зверев, В.Яковлев, Л.Сойфертис, В.Попков, В.Иванов, Ю.Кугач, А.Грицай и другие. Вел торги легендарный аукционист Арсений Лобанов. Но ни энергия аукциониста, ни весьма умеренные цены на большую часть работ (до 10 тыс. долл.) не смогли повлиять на результаты торгов – из 101 лота продано было меньше половины, да и те в основном по стартовой цене или с незначительным повышением.
В ГЕЛОСЕ прошел мартовский аукцион месяца. В нумизматическом стринге было представлено 110 лотов, из них продано более 80%. 12 лотов купили по старту, остальные с его превышением, а за 18 лотов покупатели заплатили по 10 тыс. руб. и выше. Наибольшая цена – 34 тыс. руб. (старт – 27 тыс.) была заплачена за серебряную полтину 1718 г. «Арабески на груди». Далее следует рубль 1834 г. «По случаю открытия памятника Александру I» с красивой патиной, проданный за 29 тыс. долл. Заметим, что все юбилейные царские рубли, а их выпустили совсем немного, твердо пользуются спросом среди нумизматов, а так как их почти всегда бережно хранили как памятный знак, состояние их обычно превосходное. По 20 тыс. рублей купили рубль 1726 г. без обозначения монетного двора и знак ордена Св. Станислава II степени с мечами (за военные заслуги) времен Первой мировой войны. Максимальное превышение стартовой цены было достигнуто по жетону «XXV лет Добровольного флота. 1878–1903 гг.» из серебра и эмали. В процессе торгов цена поднялась с 3,2 до 11 тыс. руб. В связи с этим интересно вспомнить, что же такое Добровольный флот. Решение о создании нового флота было принято после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., когда возникла реальная угроза новой, еще более жестокой войны с Англией. Для того чтобы противостоять английскому господству на море, Общество содействия русскому торговому пароходству решило, что в России необходим Добровольный флот, состоящий из быстроходных торговых судов с небольшим артиллерийским вооружением. В случае необходимости такие суда вполне могли заняться рейдерством, то есть захватывать и уничтожать корабли противника, а главное – мешать его морской торговле.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Проблемы защиты интеллектуальной собственности», организованная Российской академией правосудия, состоялась 30 марта. В конференции приняли участие представители судебных органов и Государственной Думы, правоохранительных органов, федеральных министерств и ведомств, занимающихся проблемами защиты интеллектуальной собственности, а также научных организаций и объединений экспертов. На Конференции впервые был поднят вопрос судебной практики разрешения споров, связанных с нарушением прав на произведения изобразительного искусства в результате их фальсификации. Проблема эта сейчас актуальна как никогда, и особый пласт составляет получивший широкое распространение в России новый тип фальсификаций, так называемая перелицовка, которая заключается в переделке картин западноевропейских художников XIX – начала XX века в гораздо более дорогие работы русских мастеров. Ситуацию прокомментировал в своем выступлении юридический советник недавно образованной «Национальной организации экспертов в области искусства» Матвей Марков. Он напомнил о том, что Россия является участником Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве. Согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» на территории РФ осуществляется охрана авторских прав зарубежных авторов. При переделке оригинала с изменением имени художника налицо нарушение таких прав европейских авторов, как право авторства и право на имя. В подобных случаях права не ограничены сроком давности и принадлежат наследникам автора либо при их отсутствии – соответствующим государствам. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем появятся многочисленные судебные иски со стороны представителей европейских государств о защите репутации авторов «перелицованных» картин. При подделке произведений русских художников, творивших в первой половине XX века, нарушаются права их наследников как обладателей исключительных имущественных прав. Кроме того, художники и их наследники обладают правами, которые чаще всего не используются ими в силу незнания. В частности, есть такое особое право авторов произведений изобразительного искусства, как «право следования». Закон предусматривает, что после перехода произведения от автора в собственность к другому лицу автор имеет право на получение вознаграждения в размере 5% от цены в случае каждой последующей перепродажи, если цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. Такое право действует при публичной перепродаже произведения через аукцион, галерею или магазин. На конференции обсуждались также актуальные проблемы судебной экспертизы произведений изобразительного искусства. В соответствии с законодательством эксперт назначается в предусмотренном законом порядке и несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ. При этом эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.
И.О.